XX века эпоха глобальных сдвигов в мировой литературе и культуре вообще. Переворот в художественной практике связан прежде всего с принципиально новым пониманием искусства и его соотношение с человеческим бытием. Искусство теряет функцию подражания жизни, оно освобождается от социальных обязательств, выходя на широкий путь свободы самовыражения художника и поисков новых форм творчества духа.

Революция в искусстве была обусловлена ​​новым отношением к человеку и его проблемам. Фактически XX в. началось с осознания того, что «умерли все боги, остался один человек» (Ф. Ницше). Человек становится центром художественного произведения как самостоятельная категория, как особый и непревзойденный мир, имеющий свои законы, отличные от законов действительности. Познание законов человеческого сознания становится основной задачей художников XX века. Личность возникает чрезвычайно величественной с точки зрения духовного саморазвития и одновременно противоречивой и незащищенной перед лицом Вселенной. Но главное, что определяло развитие культуры XX века, это стремление раскрыть проблемы каждой отдельной души, каждого отдельного человека, каждой отдельной личности в контексте вечных законов духовного бытия. Герой, в отличие от искусства XIX в., Перестает быть «социальным типом». Деятелей культуры больше интересует то, еще отличает человека от других.


фотоомоложение цена

В эпоху XX в. художественное произведение осознается как самостоятельный, совершенный мир, имеющий собственную ценность. Искусство ищет новые формы построения, отличные от традиционных.

На развитие культурной эпохи имели большое влияние философские теории и концепции. Вообще искусство стало уделять больше внимания вопросам мировоззренческого характера, пытаясь определить место личности во Вселенной, общие законы духовной эволюции человечества, моральные факторы развития цивилизации.

Доминирующую роль в художественной жизни эпохи XX века играет модернизм.

Модернизм (фр. moderne современный, новейший) общее название новых литературно-художественных течений XX в. нереалистичного направления, возникшие как отрицание традиционных форм и эстетики прошлого.

Возник он в конце XIX в. во Франции (Ш. Бодлер, П.Верлен, Рембо и др.), вскоре распространился в Бельгии (группа «Молодая Бельгия»), Польши («Молодая Польша»), России (А.Блок, И.Анненський, И .Маньдельштам и др.), Австрии (Р.М.Рильке) и других странах. В конце стал одной из определяющих примет литературы XX в. В Украине модернизм утверждается в начале XX в. в творчестве П.Вороного, Александра Олеся, Коцюбинского, Хвылевого, М.Зерова и др. Впервые за свою историю украинское писательство решилось поставить эстетический критерий на центральное место в искусстве. В то же время оно не забывало свою роль в общенациональном контексте. Национальный фактор имел большое значение в формировании украинского модернизма, определяет его своеобразие на фоне мирового искусства XX в.

Для мирового модернизма характерны активное новаторство в области содержания и формы, а также подчеркнута условность стиля, отражает не только индивидуально-определенное, но и общее в определенных тенденциях развития. В центре произведения человек, который ищет смысл бытия, прислушиваясь к собственным переживаниям и становясь как бы обнаженным нервом эпохи.

В модернистском произведении сочетаются сознательное и подсознательное, земное и космическое, что осуществляется прежде всего в психологической плоскости души личности, стремящейся осознать сущность своего существования с позиции вечности.

Модернизм проявляется в различных стилевых течениях: импрессионизм, экзистенциализм, символизм, акмеизм и др. Одним из заметных ответвлений модернизма является авангардизм.

Украинский поэтический авангардизм принадлежит пока к проблемам малоисследованных. Между тем он представляет большой интерес как в теоретико-литературном, так и в историко-литературном плане, особенно в восстановлении реальной и полной картины развития нашей литературы, ведь в работе поэтический авангардизм подается с нового взгляда — как составляющая мировой традиции и как основа авангардизма современного. Стремительная философизации общественного и индивидуального сознания, к обыденного сознания включая, вызывает чувствительность и интерес к явлениям художественной философичности. А благородный поэтический материал, открытие новых имен и произведений, перечитання уже известных под новым углом зрения способны развить эстетическое чувство, художественную восприимчивость, привить устойчивый вкус и к теоретическим проблемам, и к проникновению в глубины текста.

Итак, авангардизм является феноменом художественной культуры, суть которого прежде всего в остроконечной и напряженном выражении процессов эстетико-художественного переворота, обозначаемого как модернизм. В резких, беспрецедентных формах происходили в авангардизм процессы деструкции, разрушения и отрицания «старого» искусства и культуры. Можно сказать, что некоторые авангардистские течения, как, скажем, дадаизм, питаются почти сплошь энергией разрушения, в том смысле, что их собственные формы тяготеют к упрощению, «обобщение», обострение, наконец деструкции форм «старого» искусства. Конечно, это нельзя распространять на все авангардистские течения: некоторые, как, например, сюрреализм, несли с собой и настоящее обновление искусства, открытие новых «энергетических» источников образотворення. Такой же крайнее проявление находят в авангардизм присущи всем модернистском движения поиски новых путей в искусстве, порыв экспериментаторства, которое в авангардистов далеко не всегда оказывалось конструктивным, хотя одновременно отнюдь нельзя отрицать их огромный вклад в обновление и обогащение арсенала изобразительно-выразительных средств литературы и искусства, в творения новой художественной метаязыка.

Нелегко точно различить между собой некоторые художественные стили и направления в таком бурном литературном процессе, которым была украинская литература начала ХХ века. Эти художественные стили и направления, как известно, довольно часто пересекались, дополнялись не только в творчестве того или иного поэта, но порой и в том или ином отдельном произведении. Несмотря на это, есть также множество примеров вполне ясных и убедительных признаков определенного стиля или направления в творчестве разных поэтов или в их конкретных произведениях. Семенко «футурни видеофильмы» вполне определенно отличаются, например, от ярко символических «Солнечных кларнетов» Тычины. Неоромантическая Бажанова «Трилогия страсти» по своему содержанию и настроению совсем другая, чем, скажем, гармонично уравновешенный неоклассический сонет Зерова «Навсикая» и др. Решающим здесь прежде всего художественное чутье по поэзии, эстетические стоимости вообще, литературная культура читателя и критика.

С рассмотренных в работе художественных стилей и направлений, которые все больше модифицировались и изменялись, приобретая новых идейных и эстетических качеств, постепенно исчезали или силой были прекращены, я обратила внимание на авангардные течения, потому что в данном случае речь шла о переходном стиль эпохи.

Поскольку история современной поэзии начинается безжалостной и радикальной ликвидацией символистской наследия, наибольшую заслугу в этом имел авангардный футуризм с его негация культурного наследия, деструкцией формы и наклонностями к екстраваганций и даже скандалов. В литературной революции «панфутуризм» Семенко сыграл на дремлющего и романтично мечтательный Украины особенно положительную миссию. Он энергично начал художественное экспериментирование, без которого нельзя себе представить развитие искусства, ввел урбанизации в украинской литературе и открыл для нее окно в мир. Революционный темп, влияния российского Лефу (Левого фронта) и мировой пролетарской поэзии образуют, с самого левого крыла украинского футуризма конструктивный динамизм (Полищук). Символистская музыкальность стиха у футуристов и конструктивных динамистив меняется, сводится к шуму, сутолоки и стук современной техники в поэзию вступает какофония. Футуристы и конструктивисты провозглашали функциональность, интеллектуализм и универсализм в поэзии. Конструктивисты пытались даже изменить построение стихотворения, в которой была бы логическая организация содержания данного произведения (современный техницизм, усиленный идеей мировой пролетарской революции). Это были самой левой ориентированы авангардные направления.

20-е годы ХХ века в общем контексте украинской поэзии стали сильным руслом современных художественных направлений, надежный процесс которых грубо остановлен культом Сталина. Континуитивнисть этого надежного размаха была частично спасена в 30-х годах в Западной Украине, которая давно была в тесных связях с западной культурой. Поэтому произведения поэтов стали выделяться такими характерными для модернизма признакам:

 — отражение действительности в человеческом подсознании;

 — субъективное (сфера духа, искусства) наделяется признаками объективной реальности;

 — построение художественной реальности, мало связанной с действительностью и противоположенной ей;

 — поиск новых путей в изображении мира и человека.

20-е годы ХХ века были важной чертой, на которой в острых противоречиях встретились мировоззренческие и художественные течения нашей эпохи. В этой борьбе закалялась энергия пробужденного украинского народа, образовывались перспективные основы его культуры, искался соответствующий них национальный художественный стиль, стиль данной эпохи. Волновой его называл «романтикой витаизму». С этой точки зрения начало ХХ в. был для украинской культуры большим подъемом всех духовных сил и возможностей народа. Именно поэтому характеристика этого до сих пор небывалого расцвета всех отраслей украинской культуры как ренессанса очень меткой, исторически оправданной и вполне правильной.