человека, над которым тяготеет объективно-идеалистическое представление о судьбе. Так, Софокл через своего героя Эдипа рассказывает о попытке противостоять и бороться с неотвратимым, предопределенным. Еврипид через образы своих героев утверждал, что «человек — мера всех вещей», а социальные нормы, обычаи и представления противостоят ей, они враждебны личности. Этот тезис он красноречиво проводит в трагедии «Медея». Аристофан ориентировался в своих комедиях на высоко
образованную, высокоинтеллектуального аудиторию, доказывал неприемлемость субъективной трактовки социальных процессов и норм индивидуализма, отстаивал позиции общинной морали. Он понимал счастье человека как олицетворение и высшее проявление счастья общества, осознавая, что политическая борьба приводит к власти каждый раз страшных людей.
здесь
Аристофан считал, что только старые героические идеалы смогут гуманизировать Афины. Правда, он хорошо понимал, что это лишь мечты, ведь героические идеалы напрямую связаны с войной, а война дает выгоду богатым и проходимцам ("архаянам»). Он внедрял идею о справедливом распределении нажитого. Исходя из этого скептически относился дофилософив-софистов, в частности к Сократу, а в литературе «развенчивал» Еврипида как носителя скептицизма, воспевал тьму души. Литераторы Греции полной мере отражали борьбу существующих социальных идей, всегда находясь на острие жизни.
Усложнение социальной структуры общества выработало нормы планирования греческих городов. На возвышении сводился Акрополь, где сосредоточены святилища и общественные здания, то есть культурный и деловой центр. Ниже, в долине, располагалась Агора — площадь для общественных собраний, олицетворение демократического строя в истории полиса. Еще ниже располагался город, где в зависимости от социального положения предоставлялось место для возведения жилья. Дворы были закрытого типа, здесь размещались дом, хозяйственные постройки и подсобные помещения. В центре двора граждан, имеющих достаток, был бассейн, часто с фонтаном, он давал прохладу в жаркие дни. Правда, не все могли позволить себе такой комфорт.
Наибольшее развитие архитектура Греции достигла в возведении храмов. По определению Витрувия, был разработан классическую модель — главное помещение копировало прямоугольный зал царского дворца — жилье Бога, храм был окружен колоннами, которые символизировали священную рощу.
Греки разработали классические архитектурные ордера: ионийский, коринфский и дорический. Каждый из них имел определенные символические прочтения — дорийская колонна считалась символом мужчины, ионийская — женщины, коринфская — девушки, несущей корзину с дарами земли. В частности, в храмах дорийского ордера колонны иногда заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), а колонны ионического ордера — женскими (кариатидами).
Храмовые постройки Декорировались барельефами, горельефами и круглыми скульптурами, которые рассказывали о жизни богов, их духовную и физическую красоту. Это подчеркивало благородство аристократических родов, мало доказывать сходство их жизни к деятельности пантеона богов.
УIV-III вв. до н. е. популярны изображения победителей спортивных соревнований и олимпийских игр. Скульптуры выполнялись с мрамора, месторождений которого было много в Греции. Заслуженно славились скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, ПРАКС тель и др. Все они в своих произведениях достигли высокого художественного уровня, воспевая идеал красоты греков.
Постоянные войны, которые велись на полуострове, сказывались на культурно-художественном процессе. Победа аристократической Спар-ти над демократическими Афинами изменила идеализм Платона на более приземленное философию Аристотеля, который утверждал частную собственность не по результатам труда, а через захват материальных и духовных ценностей соседних государств. Эти уроки блестяще усвоил и реализовал его ученик Александр Македонский, который благодаря своим военным походам распространял и пытался утверждать греческую духовную культуру (эллинизм) на завоеванных территориях. В то же время эллины усваивали достижения других национальных культур, и довольно успешно.
Искусство делится на жанры, из которых выделяется декоративно-парадный — многофигурные рельефы и скульптурные композиции огромных масштабов (Колосс Родосский, фигура Зевса в Афинском храме). Начинается экспрессивно-героический жанр (статуя «Пика Самофракийская», возведенной в честь разгрома флота Птолемея). Наблюдается постепенный отход от мону-ментализму к интимной восприятия скульптурного произведения. В этом направлении работал Лисипп с Ситиону, последний скульптор классического периода и первый скульптор эллинизма (кстати, любимый художник Александра Македонского).
Среди повсеместно признанных шедевров античной скульптуры — фриз храма алтаря Зевса в Пергаме (горельеф был длиной 120 метров), на котором изображена битва богов-олимпийцев с гигантами, скульптурная группа Родосской школы «Лаокоон» мастеров Аге-Сандра, Атенодор и Полидора , где они провели гуманистическую идею борьбы добра со злом, решили сложное композиционное задача — передали в скульптуре движение и пространство.
В период эллинизма стало популярным строительство величественных сооружений, некоторые из них относятся к семи чудес света, в частности Александрийский маяк, построенный в 280 г. до н. э. е. на острове Фарос. Его высота достигала 135 метров, на вершине была установлена ​​бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 метров, под куполом его постоянно горел костер, который указывало путь мореплавателям. Свидетельством технических достижений эллинов стало строительство еще одного чуда света — Колосса Родосского, статуи бога Гелиоса высотой 32 метра, огромной для того времени позолоченной бронзовой фигуры.
Благодаря высокому уровню материального обеспечения, особенно после походов Александра Македонского, свободные граждане имели много свободного времени, которое они посвящали спортивным соревнованием, театральные представления, интеллектуальным занятием. Гуманитарии и интеллектуалы начинают «демократизировать» литературный процесс, вводят в произведения «койне» (язык, приближенную к бытовой). В то же время основательно изучается греческий язык; на этой базе формируется филология как наука. В драматургии резко меняется доминанта — трагедия обязательно должна красиво заканчиваться, мельчают литературные жанры; популярными становятся эпиграммы, идиллии, буколики (сценки из жизни «пастухов»).
Но греческая культура на завоеванных греками территориях не везде воспринималась положительно. В частности, в парфянскому царстве она была совсем чужой; как к культуре поработителей относились к ней иудеи. Свидетельством этого было восстание Маккавеев в 165- 142 pp. до н. е. Приход римлян в эллинистический мир многими воспринимался как миротворческий.
Культура Рима сложилась и сформировалась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков, аккумулировав лучшие их достижения. В большинстве случаев римляне превзошли своих учителей. В свою