Реферат по культуре
Романтизм и украинская культура
Романтизм — это, с одной стороны, устойчивые признаки человеческого сознания, а с другой — время, в которое эти качества становятся главными в культуре. Романтизм происходит от нескольких понятий: романский языковой мир начала XIX в. с его народным языком, романская архитектура того времени.
Преобладающие художественный интерес меняются из сферы высокого, благородного, классического до сферы общепонятного, правдоподобного, простого и естественного, к народным преданиям, народной музыки и поэзии.

Просыпается восхищение к чувствам и переживаниям простых людей, к повседневной жизни в естественной среде, отказ от искусственности урбанизированной среды.
Уже просветители начали собирать и публиковать народные баллады, писать сентиментальные чувствительны романы, Ж.Ж. Руссо, отошел от просветительской доктрины и воспевал «естественного человека». 1789 можно считать началом романтизма со свойственной ему верой в необходимость переустройства, стремление к созиданию после огромных потрясений.
Между людьми Возрождения XVI в. в XIX есть нечто общее: сила страсти и героические порывы, индивидуализм. А отличия от мировоззрения Просвещения очень заметны: если просветители считали, что несколько простых разумных принципов могут быть применены повсеместно, то романтиков захватывала многообразие мира, абстрактные истины они пытались испытать и дополнить конкретными наблюдениями. Мир людей и явлений не может быть простым, однообразным, разумно обустроенным, а выступает сложным, многоцветным, нередко иррациональным.
результате история побуждает изучать каждый народ в отдельности, от его истоков.
махаон кожгалантерея

Такой взгляд способствовал подъему культурного самосознания народов, которое меняло понаднациональни верования XVIII века. и требование верности своему монарху. Это осознание было культурным в том смысле, что воспринимало каждую нацию как уникальную сущность, ценностью ее своеобразного вклада в культуру, которая составляет достижение всей Европы.
Европа воспринималась как букет, составленный из самых цветов. Романтики пробудили интерес к Средневековью, потому что каждый народ проявлял свои корни в этой эпохе. Романы Скотта стали свидетельством этой распространенной моды на все средневековое, включая готической архитектурой, историческими памятниками, старинными языках текстов, поисками истоков определенных идей наставлений и явлений.
Искренность и полнота религиозного чувства эпохи романтизма означала больше, чем догма. Пробудилось увлечение античной древностью, Британский музей пополнился коллекцией мраморных шедевров Парфенона, старина вызвала новые чувства, связанные с современной историей. Романтики дорожат человеческими качествами, способными помочь личности в борьбе за обновление мира, такими как энергия, готовность к риску, способность накапливать конкретный опыт, отвага, интеллект, воображение. Стихи уже не содержат условных аллегорических образов и мыслей, изложенных особой изысканной языке, они выражают простым языком все, что происходит в мире или душе поэта.
Поднимается жанр исторического романа с правдоподобными событиями, именами, привычками, жильем, материальным достатком, любовными переживаниями людей, выписанными до мелочей. Романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а историю — как способ проникновением в тайны психологии. Для Скотта и других романистов свойственно сочувствие к бедным и угнетенным, стремление к справедливости, критицизм ко злу. В Англии творили Т.Карлейль, Дж.Милль, Бернс, Блейк, Байрон, Шелли, Вордсворт, Колридж, Д.Г.Ньюмен, Т.де Куинси, У.Гезлит; Во Франции — Ф.Шатобриан, А.Ламартен, Гюго, Виньи, Мюссе, Т.Готье, А.Дюма, Ш.Фуръе, К.А.Сен-Симон, Стендаль, П. Мериме и Ф.Гизо; в Германии- Гёте, Ф.Шиллер, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Ф.Гёльдерлин, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Шлейермахер, Г.Клейст и Г.Бюхнер; в Италии — В.Монти, Мандзони, У.Фосколо, С.Пеллико, Дж.Леопарди; в Испании — А.Ривас и Х.Еспронседа; в Польше — А. Мицкевич; в России — А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь. Американский романтизм представляют два поколения, представленные Р.У.Емерсоном, Г.Д.Торо, Т.Паркером, Б.Олкотом, Маргарет Фуллер, Н.Готорном, Э.А.По, У. Уитмена, Г.Мелвиллом, а также художниками В.Олстоном, Т.Коулом и Э.Б.Дюраном.
Идея эволюции, сформировалась того времени в науке, не ограничивалось мыслителями эпохи романтизма только биологическими процессами. Любой участок знания об обществе базировалась на том, что все в мире находится в движении и подлежит постоянной смене — становление важнее бытия, «Истина в движении». Художественными символами становится текучая вода. Основатель социологии О. Конт (как и позитивизма) подчеркивает значение бессознательного в природе человека, которое навязывает некоторые желания и устремления как составной части не только индивидуальной, но и общественного поведения, причем сфера действия бессознательного не исчерпывается художественным творчеством, правовыми и нравственными нормами , а охватывает также религиозные верования и предрассудки.
Примером философии эпохи романтизма может быть изображен Гете образ Фауста, прообраз романтика, стремится обосновать свои нравственные убеждения на жизненном опыте и вернуть себе душевное спокойствие, получив индивидуальную веру. Изучить природу во всех ее проявлениях — то же для романтиков, и познать Бога и Его творения. Они видели в человеке целостность, которая, не осознавая этого во всей полноте, поглощенная в решение большой сверхзадачи, которая не имеет ничего общего с будничными заботами ремесла, мыслями о классовых интересах и политику.
Мыслителям и художникам романтизма жизни виделось как целостность, которую можно расщеплять при исследовании на изолированные фрагменты, но жизнь не может существовать как набор фрагментов: поскольку перед нами лишь фрагмент, то по нему нельзя никогда распознать цельного дерева жизни. Есть глубокая неспиврозмирнисть между непосредственным опытом и абстрактными построениями: «теория повсеместно сухая, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» (Гете). Эти слова свидетельствуют романтическое восприятие жизни — более творческое, чем критическое, более конкретное, чем умозрительное, преимущественно синтетическое, а не аналитическое.
*******
Одним из главных задач творчества художников начала XIX в. становится познания человека, проблема ее достойного существования и поиски выхода из трагической противоречия между личностью и социальной средой. Внутренний мир личности значительно эволюционировал и усложнился по сравнению с предыдущей эпохой: более изощренными стали душевные движения, восприимчивость, возросло осознание самоценности, ответственности, достоинства, и одновременно противоречивости частного и общественного интереса: человек становится только розгармонизованою долей общественного производства, отражением своего занятия; ее разрывает противоречивость между личным эгоизмом и общественно обусловленной моралью. Просвещение предлагало частичный выход из последней противоречия — воспитание чувств средствами искусства. Романтизм возник и как определенное разочарование в идеях просветителей, надеялись на нравственное обновление общества эпохи капитализма.
На идее индивидуальности, значительно развитой со времен ренессанса, базируется искусство романтизма, прежде литература. Романтизм возник в начале в Германии как отклик на французскую революцию на рубеже XVII-XIX в. (братья Август и Фридрих Шлегели). В движении «Бури и натиска», штюрмерстви, сочетался сентиментализм с предромантизмом, возникает общественный фон и национальный колорит, живая народная речь (молодой Гете — «Гец фон Берлихиген», «Эгмонт»). Фантазия и прошлое, фольклор, национальная традиция, история культуры и языка, свобода личности, культ чувства и воображения, отрицание абстрактного рационализма — главные сферы интереса у романтиков. Вместо общепризнанного объективно «прекрасного» идеала романтики понимают прекрасное как яркую индивидуальную и национальное своеобразие, вместо