Реферат на тему:

Заселение Кубани, развитие казачества и его культуры

Становление культуры кубанского казачества тесно связано с историей колонизации и экономическим развитием края. Некоторые исследователи истории казачества в прошлом писали о некий единый казачий народ, история которого насчитывает несколько тысячелетий и начинается в античные времена [1]. Они утверждают о существовании «казачьей» (этнической) культуры, о «казачью» язык и казачью литературу. Однако, как заметил еще в конце XIX века историк В. Антонович, поиски такого легендарного народа, кроме смятения и путаницы в терминах и понятиях, никакой пользы науке не принесли.
программы для создания музыки
Он писал: «Больше всего заботы создали те историки, которые название» казак "сближали с названием таких народов, о которых мы ничего точного не знаем. Например, писатели XVIII в. Грабянка и Ригельман название «казак» выводили от хозак, переселившихся в Украине во время нападения монголов. Однако о казаках мы упоминания только с XVI в., А они были от IX до XVI столетия?[2]". О единстве культуры казачества России, на наш взгляд, можно говорить только относительно ее роли, социальных функций, структуры, но никак не в отношении содержания.

По сложившейся традиции, о кубанских казаков, а, следовательно, и об их культуре, говорят с момента создания Кубанского казачьего войска, то есть с 1860 Историю казачества Кубани, становление культуры связывают с началом колонизации черноморскими (запорожскими) и донскими казаками степной и предгорной зон края — с концом ХVIII в. (1792 г.). Мы также придерживаемся этой традиции, считая, что начальный этап формирования кубанского казачества и его культуры был связан с переселением части бывших запорожцев и донцов, а в дальнейшем — крестьян, отставных солдат, волжских и оренбургских казаков на правобережье Кубани для охраны границы.

На наш взгляд, Черноморское войско, переселилось организованным порядком, было носителем традиционной культуры Запорожского войска, сложившейся в середине XVIII в. и которая владела некоторыми специфическими особенностями. Наиболее устойчивыми были — менталитет, иерархия ценностей, нашли свое выражение в песенном и изобразительном фольклоре, некоторые стилистические особенности в музыкальном искусстве. Историческую память о своем запорожское прошлое не могли сгладить переселения гетманских и слободских казаков 1809, 1820 и 1840-х гг.

О том, что традиции запорожцев достаточно долго преобладали в Черноморском войске, свидетельствуют историки И.Д. Попко, Ф.А. Щербина. Так И.Д. Попко отмечает: "Малороссийские казаки, из которых набиралась Запорожская Сечь за все время ее существования, — кровные родственники черноморцам, а потому приселення их, какими бы они ни были значительны, не внесли никакой ризноплеменности в коренное население, и цараз (1850-е годы — М.Т.) весь военный состав Черноморского народонаселения носит одну физиономию, выраженный одной народностью -малоросийською [3]".

Для выяснения этнического состава Черноморского войска, по нашему мнению, нужно привести некоторые данные, касающиеся этого исследования.

И.Д. Попко приводит данные, что с 1792 по 1794 на Кубань организовано переселилось 13 000 строевых казаков. При них было до 5000 душ женского пола. Затем из разных мест Новороссийского края и Украины, согласно волеизъявлению Екатерины II, в Черноморье перешли к 7000 бывших запорожцев, в основном бессемейные. Общая численность населения составляла 25 000 человек [4].

О задачах, стоящих перед черноморцами в тот период И.В. Бентковський писал: ".если на западе, при переходе под российское государство, общественный строй не нарушил народной жизни в главных его отправлениях, то на юге надо было все сделать: заселить российским элементом Новороссийский край и Черноморию, надо было, так сказать, акклиматизировать народную жизнь со всеми ее отправлениями [5]". «Порядок общей пользы», который регламентировал жизнь войска, заботу о культуре поручал окружным правлением, говоря о ней иносказательно: "окружные правления имеют заботы о заведении жителями хлибоорання, мельниц, лесов, виноградных, скотоводства, рыболовных заводов, купечества и других искусств, к оживление человеческого способствующих [6]".

В 1809—1811 гг. из Полтавской и Черниговской губерний в Черноморское войско было переселено 22206 человек мужской и 19328 женского пола, то есть сорок одна тысяча пятьсот тридцать-четыре душ [7]. С 1820 по 1825 гг. В тех же областей Украины в войско перешло на проживание 25 627 душ мужского и 22 755 душ женского пола, то есть 48 382 человека [8]. А с 1845 по 1850 гг. В тех же областей и Харьковской переселилось 8500 душ мужского и к 7000 душ женского пола (15 500 человек). Таким образом, население Черноморского казачьего войска за счет организованных переселений из Украины увеличилось в пять раз и к концу шестидесятых годов состояло из 185 220 душ обоего пола [9].

Переселенцы 1820-х гг. были размещены в 37 старых шалашах и в 18 снова заведенных населенных пунктах, в большей части которых предполагалось основания новых куреней. 80% переселенцев были подселены в старые курении поселка и 20% поселились в новых. В 1821 г... Населения Черноморье составило 64143 души обоего пола, новоприбывшие на поселение — 43% от общей массы населения [10].

Долгие годы в Черноморье мужское население значительно преобладало над женским. До переселения, по спискам 1821, в армии было 37070 душ мужского пола и 27 053 женского, то есть мужчины складали58%, женщины — 42%. После поселения поселенцев эти соотношения изменились — 53% мужчин и 47% женщин [11]. Вследствие переселений Малороссийская казаков соотношение между полами стало постепенно выравниваться. Согласно метрических данных по 1825—1850 гг., Заимствованных П.П. Короленко с Кубанского войскового архива, убыли в Черноморье наблюдалось в 1831 г..., Когда число умерших превысило число родившихся на 78%, в 1848 г... — На 35,5%. В 1826, 1828, 1829 и 1830 уменьшалось только мужское население и имел место прирост женского населения. В последующие 18 лет рождаемость превышала смертность. Статистические данные, приводимые Ф.А. Щербиной, свидетельствуют, «что благодаря только массовым переселением, в движении черноморского народонаселения начали более или менее правильно складываться природные условия прироста» [12]. За десять лет с 1851 по 1860 население Черноморского войска заметно увеличилось за счет естественного прироста. В 1851 было 153 444 душ обоего пола, а в 1860 гг. — 177 424 души; прирост составил 23 980 душ или 15,6%. В 1851 г... Мужчины в общей массе населения составляли 53,5%, женщины — 46,5%, а в 1860 г... Жители мужского пола составляли 50,9%, женского — 49,1% [13]. Таким образом, до последних лет существования Черноморского казачьего войска соотношение полов почти сравнялось и пришло в норму, что должно было способствовать дальнейшему развитию «семейного бытия» черноморцев.

Несмотря на то, что «физиономия народонаселения Черноморье была выражена одной народностью», такой приток переселенцев не мог не вызвать изменений в социальной и культурной жизни. Значительно увеличилось число казаков семейных, возросло значение земледелия и практически сравнялось со скотоводством и рыболовством. Свидетельством тому стало число хуторов. В указанный период в Черноморском войске было 3 города, одна немецкая колония, 63 шалаше или станицы (в том числе 2 при городах Екатеринодаре и Тамани), 5 поселков и до 3000 хуторов [14].

Традиционная культура тесным образом связана с сельским хозяйством и семейным укладом населения. Как правило, в Черноморию прибывали семейные переселенцы партиями. Вместе с убогим добром они привозили свои обряды, обычаи, локальные варианты фольклора. Сплочению и быстрой консолидации старожилы черноморского населения и переселенцев из Украины способствовали как общий язык, сходство в бытовой культуре, так и православная вера.

Иначе шло заселение северо-восточной части Кубанского края, который назывался Старой Линией. Колонизация правобережья Кубани от Усть-Лабинск башни (впоследствии станицы Усть-Лабинск) до самых верховьев реки осуществлялась как образованием казачьих станиц Кавказского казачьего линейного войска, так и созданием крестьянских сел.

Казаки Кавказского наместничества, созданного в 1785 г..., находились в двойном подчинении военной и гражданской власти. Этот двойной состояние кавказских казаков не способствовал их консолидации и сохранению военного духа. Центральная российская власть, стремившаяся осуществить крестьянскую колонизацию Северного Кавказа, вынуждена была поддерживать казачьи подразделения [15].

Одновременно с переселением черноморцев на Тамань по указанию Екатерины II на Кубань переселены донские казаки. В 1794 по плану графа Гудовича и под руководством генерала Фере донскими казаками были основаны первые шесть станиц Старой Линии; две станицы поселились при Кавказской и Усть-Лабинск крепостях, две при Григориполиському и Прочноокопская укреплениях, одна при Темнолисському ретраншементе и одна при Воровськолиському редуте. Каждая из них получила название того укрепления, у которого располагалась. С казаков этих шести станиц был сформирован Кубанский казачий полк.

В 1803 г... по ходатайству генерала Кнорринґа, были населены выходцами из Слободской Украины еще четыре станицы — Темижбекская, Казанская, Ладожская и Тифлисская. Эти станицы установлены при порядках того же названия. В 1804 г... Слободскими казаками была населена станица Воронежская. Эти станицы составили Кавказский казачий полк.

В 1825 г... основаны еще восемь станиц между Баталпашинской (ныне. Черкесск) и Прочноокопская станицами. Тогда же 17 крестьянских селений были переведены в казачьи станицы: 13 в 1833 г... И 4 в 1848 К концу 1840-х гг. На Старой Линии насчитывалось 36 станиц [16].

Созданное в 1832 Кавказское линейное казачье войско включало в себя Терский, Гребенський, Кизлярский и Моздокской полки. Увеличивалось войско за счет поселков Ставропольского губернии, переведенных в статус казачьих станиц, бывших солдат и крестьян-однодворцев Центральной России. За порядком следил станичный начальник, назначаемый из офицеров. В руках наказного атамана находилось как военное, так и гражданское управление. Просуществовало войско 28 лет, после чего было разделено в 1860 г... На две части. Одна из них составила вместе с Черноморским войском Кубанское казачье войско, а другая Терское.

В 1794 одновременно с казачьими станицами Кубанского полка было создано поселок Новомарьинське, в 1795 гг. — Старомарьинське; в 1797 г... учреждены три поселка: Рождественское, Каменнобродского и Новотроицкое. В 1798 г... Учреждено пять поселков — Расшеватське, Дмитриевский, Ильинское, Архангельское и слобода Малороссийская или Бирючий. К началу XIX в. на месте Старой Линии было 11 поселков, стоявших под прикрытием станиц на берегу степных рек. В них в 1801 насчитывалось 10 950 душ мужского и 10 387 женского пола; всего же — 21 337 человек. Заселение крестьянами шло от Ставрополя на северо-запад до границы с Черноморье. Крестьян селили под защитой казачьих укреплений. Они, как правило, были выходцами из Центральной России. Так, например, учредителями станицы Дмитриевской, что сначала была поселком, стали жители Воронежской губернии [17]. Наличие такого значительного числа сел свидетельствует о том, что существовал проект крестьянской колонизации этой части Кубани, однако обстоятельства Кавказской войны заставили значительную часть крестьянского населения перевести в казачье сословие.