Заболотский Петр Ефимович (1803—1866) — русский живописец, представитель так называемого провинциального романтизма, близкий школе А. Венецианова. Родился в. Тихвине в семье мещанина. Он долгое время чувствовал на себе давление этого состояния, так как был зависим во многих случаях от мысли отца (например, много трудностей было связано с получением звания художника). О первых работы Заболотский ничего не известно, однако не является секретом тот факт, что в его судьбе большую роль сыграл А.Р. Томилов, известный ценитель русской культуры и живописи, коллекционер сделан выдающихся живописцев, знатных всему миру. Не без помощи А.Р. Томилова Заболотский в 1825 г... Переехал из провинции в Петербург. Именно в Петербурге будущий художник получил первые уроки профессиональной живописи. Он копировал картины известных мастеров, по совету своего наставника А.Р. Томилова изучал портреты Рембрандта. В Академии художеств он мог заниматься в качестве свободного слушателя, но еще не был туда определенный постоянным учеником. Причиной ошибочного состояния Заболотский была зависимость от воли и желания отца. Отец же находился в раздумьях, и в 1827 Заболотский вернулся в Тихвин.
купить пиджак оптом
В родном городе, ожидая окончательного решения родителей, художник не переставал совершенствоваться и писал портреты горожан. Ситуация развернулась в пользу упорного юношу, и к концу 1827 он снова погрузился в обучение в стенах Петербургской Академии художеств. В свободное от занятий в Академии время Заболотский много работал самостоятельно и для сдачи экзамена выбрал несколько работ, написанных не по руководством преподавателей. Успешно сдав экзамен, он стал учиться в натурном классе. К этому времени относятся картины «Портрет А.М. Малевского» (1827, Русский музей, Санкт-Петербург), «Автопортрет» (1827, коллекция В. А. Десницкого). В начале своего творческого пути Заболотский несколько копировал манеру А.А. Кипренского. Так, в картине «Мальчик в белой рубашке» (1828, Художественный музей, Нижний Новгород) четко прослеживаются аллегории с картиной А.А. Кипренского «Садовник». Но все-таки это не было слепым подражанием, а только говорило о серьезном увлечения творчеством современника. В 1829 г... Одна из натурных пейзажных работ Заболотский была отмечена Малой серебряной медалью Петербургской Академии художеств. В 1830 г... Художнику присудили Большую серебряную медаль. В этом же году он принял участие в выставке Академии живописи. Работы живописца вызывали одобрение критики, а имя стало широко известным. Особую популярность приобрела картина "внутренней комнаты любителя искусств и дом его» (Музей русского и украинского искусства, Одесса), написанная Заболотский, по всей вероятности, во время летнего пребывания в доме Томилова. Сюжет картины прост. Изображение двух комнат построено на перспективе и светотени: первая комната немного темнее, мерцают золотом рамы картин, развешанных на стенах дома, сидя у окна, углубился в чтение один из сыновей А.Р. Томилова. Вторая комната ярко освещена солнцем. Здесь изображен хозяин дома — А.Р. Томилов с детьми. Он играет на клавесине, а сын и дочь слушают музыку. Заболотский обращает внимание на мельчайшие детали в изображении комнат, они переданы с почти документальной точностью. В 1831 Заболотский после долгих неутомимых лет ожидания все-таки получил звание художника. Начался новый этап в его творчестве: он независим и полон желания работать. В 1830-е гг. Заболотский вступил уже как сложившийся художник со своими темами, интересами и индивидуальной манерой письма. В это время он сблизился с кружком Венецианова. На портретах художник изображал обычных, ничем не примечательных людей — «портрет неизвестного» (1832, Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянская девушка» (1832, Русский музей, Санкт-Петербург), его привлекали и обычные, традиционные для средней российской полосы пейзажей — «Вид старой Ладоге» (1833, Русский музей, Санкт-Петербург). Интересы Заболотский бытовым живописью с годами возросла. В 1835 г... Он написал еще несколько выразительных картин: «Девушка, заснула при свечах» (частное собрание, Москва), «Мальчик с балалайкой» (Русский музей, Санкт-Петербург). Первая работа была очень высоко оценена и сразу куплена в Заболотский Обществом поощрения художников. Широко известная картина художника «Ветеран 1812» (1835, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой художник выступил большим мастером бытовой живописи. Герой картины — унтер-офицер Андреев — реальное лицо. Заболотский написал не портрет, а передал обобщенный образ опытного российского солдата, несколько уставшего, но полного решимости служить Родине. Картина выполнена в сдержанной серо-коричневой цветовой палитре. В середине 1830-х гг. Заболотский познакомился с М.Ю. Лермонтов, а затем в течение нескольких лет (с 1836) давал поэту уроки рисования. К этому периоду относится и знаменитый его портрет (1837, Третьяковская галерея, Москва). Заболотский виртуозно перенес на полотно вид вдохновенного молодого поэта, живой взгляд его выразительных глаз. Несмотря на яркий, играющий золотом гусарский мундир, в котором изображен Лермонтов, портрет лишен напыщенной парадности и позы. Портрет М.Ю. Лермонтова (1837) по праву считается выдающейся картиной художника. Портретные работы Заболотский не всегда были удачны, однако в 1840-м гг. Его имя стало уже хорошо известно. В эти годы художник преподавал в школе Общества поощрения художников (1842—1844 и 1845—1848), которое в 1840 г... Купило еще одну его картину — «Мальчик с кнутом». В 1845 г... Живописец преподавал в духовной семинарии. Преподавательская деятельность стала основным занятием во второй половине жизни и творчества Заболотский (кроме работы в Рисовальной школе он учил живописи в Военно-топографической депо, в Технологическом институте, давал частные уроки). Живописные работы Заболотский к этому времени постепенно утратили непосредственность, хотя техника продолжала оставаться на высоком уровне. «Портрет неизвестной» (1842, Русский музей, Санкт-Петербург) отражает своеобразие творческой манеры художника, однако это одно из последних выдающихся его произведений. Не выполнил свое время (середина 1830-х) парадный портрет, программную работу на звание академика, Заболотский получил это звание только в 1857 В 1860-е гг. Он обращался не только к портретной живописи, но проявил себя и в иконописи. Однако до сих пор спад творческой активности художника был уже большой. Больше он не создал ничего значительного.

Литература:

1. П.Е. Заболотский // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века. М., 1954

2. Большая советская энциклопедия

3. Живописцы XIX века