Реферат на тему:
Предмет, структура и значение культуры
План
1. Предмет курса теория и история мировой и отечественной культуры.
2. Структура культуры.
3. Функции культуры.
Изучение курса Украинская и зарубежная культура "является важным фактором в формировании личной культуры студентов, а также профессиональной культуры будущих дипломированных специалистов. В процессе обучения каждый студент должен овладеть достаточным уровнем интеллектуальной культуры, культуры труда, культуры общения и поведения и другими культурными качествами, которые составляют внутреннюю и внешнюю культуру личности. Без определенных культурных качеств невозможна вообще любая творческая и продуктивная работа.
Курс «Украинская и зарубежная культура» дает знания о происхождении и развитии человеческой культуры, ее место и роль в жизни человека и общества, в частности в той сфере деятельности, где будет работать будущий дипломированный специалист.
Специфика изучения курса «Украинская и зарубежная культура» заключается в том, что богатое содержание истории и теории культуры осваивается по программе в сжатые сроки.
Человек создал культуру, а культура — человек.
агентство знакомств киев
Человек реализуется в культуре мысли, культуре труда и культуре речи.
Культура — это не только все то, что создано руками и умом человека, но и произведенный веками способ общественного поведения, выражается в народных обычаях, верованиях, традициях, отношении друг к другу, к труду, к языку.
Принадлежа к определенному социуму, индивидуум со своим появлением на свет органично входит в производимую его соотечественниками культуру, становится ее пользователем и носителем.
Чем крепче связи человека с культурой, тем больше можно ожидать от нее как от гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ.
Итак, духовная культура прочными нитями связана с материальной культурой. Поэтому-то наше общество, пробудившись от долгого интеллектуального сна и приступив к моральному самоочищения, увидел те проблемы, которые много лет прикрывались бодрыми лозунгами призывами.
Само слово «культура» происходит от латинского и означает в переводе — обрабатывать, лелеять, выращивать. Само понятие «культура» как научное появилось поздно — в XVIII веке (как объект специфической деятельности).
Культура — это созданное и полученное в наследство материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению творческих возможностей, способностей личности и общества, то есть служит социальному, экономическому, политическому прогрессу.
Экономика, политика и культура — это три основные области, без одновременного продвижения в которых общество не имеет возможности успешно развиваться.
Культура — это все то, что окружает нас. Понятие «культура» включает в себя:
 — сознание (ее уровень)
 — религию;
 — мораль;
 — язык;
 — науку;
 — правовое сознание;
 — человеческие способности и навыки;
 — вкусы, потребности человека.
В сферу культуры входит все то, что занимает этика.
Культура проявляется в трех видах: истина, красота, добро. Термин «культура» насчитывает сегодня много толкований. Но общим для них является то, что под культурой понимают то, что создано человеком искусственно.
1 Первоначальное понимание этого слова — влияние человека на природу.
1 Европейское средневековье приближает срок «культурность к цивилизованности».
1 Со второй половины XVIII века. понятие культура входит в философии.
На примере притчи, скажите, у кого самая высокая культура.
Прохожий спрашивает у 3 рабочих что они делают.
1. Вешу кирпич.
2. Зарабатываю деньги на хлеб.
3. Собор стены (символ великого дела).
Личный смысл и смысл дела совпадают. Человек может быть цивилизованным (образованной, умелой), но малокультурного, если она бездуховная, то есть смысл ее деятельности не обусловлен мировой и отечественной культурами. Отечественная и мировая культуры находятся в отношении не жесткого подчинения, а равноправного взаемозбагачування.
Создавая ключевые ценности культура передает из поколения в поколение эту своеобразную эстафету. Именно в этом и заключается ее роль.
Продуктами культуры не обязательно являются вещи. К этим продуктам относятся и отношения (в семье, в коллективе, в обществе в целом) и человеческие действия каждым своим шагом человек создает или разрушает культуру. Например: руководитель сделает замечание подчиненному
(поверит в свои силы — улучшит показатели почувствует унижение).
Формирование и развитие культуры — сложный противоречивый процесс, обусловленный определенными закономерностями. Культура в значительной степени отражает состояние общественного производства, социальную структуру страны.
2. Культуру принято делить на материальную и духовную. При этом теоретики, как правило, высказали несколько общих фраз по поводу материальной культуры, в дальнейшем все внимание сосредотачивают на анализе духовной. В определенной степени это оправдано, поскольку область духовной культуры значительно богаче, разнообразнее и действительно является основой существования культуры. И поэтому не случайно, что термины «духовная культура» и «культура» употребляются как тождественные.
Интересно, однако, что разделение культуры на материальную и духовную, ни понимания самой сути материальной и духовной культуры не являются устоявшимися.
Разделение культуры на материальную и духовную относительный.
Об этом свидетельствует то, что:
а) они не существуют вполне отрыве друг от друга, а составляют единую систему культуры как ее составляющие;
б) ценности материальной культуры содержат в себе определенный элемент духовной культуры через их художественное оформление (жилье, одежда);
в) ценности духовной культуры базируются на материальной основе (кино, книги);
г) современная цивилизация определила достаточно устойчивую тенденцию в развитии культуры — интеграцию ее составляющей
Есть другие подходы к вопросу о структуре культуры. Например, в структуре культуры можно выделить два уровня — личный и общественный, в зависимости от того, что именно берется за основу при определении специфики проявления ценностей и норм культуры — человек или общество в целом. На личном уровне в структуру культуры входят знания, убеждения, мировоззрение. В свою очередь духовно-культурный мир человека должен быть наполнен глубиной восприятия исторического времени и пространства, проникнутый толерантностью к человечеству, к жизни в целом.
Потеря этих качеств всегда приводила к страшным катаклизмам, как отдельных деятелей так и целые народы.
Возможен разделение культуры за организационными формами ее существования: государство, церковь, школа.
культуротворческие содержание их сводится к воспитанию человека, развития общества по пути свободы, демократии, социальной справедливости. Хотя не раз в истории эти институты служили орудием порабощения, угнетение свободы, тормозили общественный процесс.
Среди различных функций, которые выполняет культура в жизни общества, можно выделить несколько наиболее существенных:
а) познавательная функция состоит в том, что культура раскрывает перед человеком достижения человечества в историческом познании мира (например, сказка добро и зло, правда и ложь)
б) мировоззренческая функция проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму всю совокупность факторов духовного мира личности — познавательных, эмоциональных, оценочных, волевых.
в) коммуникативная сводится к передаче исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формирования на этой основе различных способов и типов общения между людьми;
Эта функция сохраняет опыт поколений посредством сложной знаковой символической системы, которая сохраняет опыт поколений в словах, понятиях, формулах науки, обрядах религии, средствах производства, предметах потребления.
г) оценочно-нормативная реализуется через систему ценностей и норм, которые служат регуляторами общественных отношений, культурно-духовными ориентирами на определенном этапе развития общества: если для эпохи Ренессанса была ценностью универсализация лица, то для индустриальной эпохи — ее узкая специализация.
Однако есть ценности не ограничены историческими рамками, наделенные статусом вечности. К ним можно отнести заповеди Моисея, Нагорную проповедь Христа.
д) интегративная функция культуры выражается в способности объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной принадлежности в определенные социальные сообщества, а народы — в мировую цивилизацию.
История свидетельствует, что сближение культур, как правило, проходило на основе генетической или функциональной родства.