Одним из самых интересных пантикапейского склепов, в котором сочетаются сюжетные композиции с росписями цветочного и инкрустационного стилей, является Стасовский склеп (названный именем его исследователя — российского искусствоведа В.В.Стасова). Склеп построен во II в. до н.э., его стены, очевидно, расписывало несколько художников, о чем свидетельствует разная манера письма; чувствуется, что они имели хороший вкус и были знакомы с анатомией. Особое внимание привлекает изображение мастерской живописца на внутренних стенках каменного саркофага из Пантикапея, в котором, вероятно был похоронен сам художник. Мастер сидит перед мольбертом, на колене у него лежит открытый ящик с красками. Художника показано в процессе работы. По стенам развешаны портреты в квадратных и круглых рамках. Это пока единственное в Северном Причерноморье свидетельство о существовании станковой портретной живописи.

Творческая самостоятельность и своеобразие боспорских художников оказалась в стилистических особенностях, несовершенства и условности картин, даже в примитивности некоторых из них, а также тематическом разнообразии. Боспорский живописный канон существовал на протяжении нескольких столетий, не выходя собственно за пределы государства в Северном Причерноморье за ​​исключением Неаполя Скифского. Он был органически связан с внутренним пространством погребальных сооружений.
технический надзор
Роспись внутренних стен и сводов зависел от предпочтений умершего, его близких, а также художника, которому заказывали роспись. Расположение сцен в склепах зависело не только от установленных правил, но и от особенностей архитектуры, религиозных представлений похороненного, рода занятий, социального положения и т. Яркие цвета, лица людей с большими глазами в разноэтнических костюмах, не всегда правильные пропорции фигур свидетельствуют о несовершенстве мастерства боспорских художников, вызванную, возможно, значительной удаленностью Боспора от основных культурных центров Эллады.

На протяжении I — II вв. до н.э. только в Пантикапее было произведено живописный стиль, который полностью согласовывался с религиозными верованиями и представлениями о загробной жизни боспорцев и потому стал особенно популярным.

Одним из видов монументальной живописи была мозаика — узоры и картины, выложенные из мелких цветных камней различной форы, укрепленных на растворе извести с песком. Начиная с III в. до н.э. мозаикой в ​​причерноморских античных городах украшали полы парадных помещений зданий и общественных зданий. Лучшие мозаики найдено в Ольвии и Херсонесе. В доме II — III вв. до н.э. открытом в 1902 — 1903 годах в Ольвии, обнаружено мозаичный пол, выложенную из белой, синей, буро-красной, и желтой речной гальки. В центре пола очерчен круг, в котором изображение не сохранилось. Круг вписан в квадрат, в углах которого располагаются пальметки. Вдоль сторон квадрата идут два параллельных фризы — рамки. Во внутреннем фризе изображены животных, внешний украшен изображением морских волн.

В другом тогдашнем богатом доме, открытом в нижней части Ольвии в 1909 — 1910 годах, пол одного из помещений украшала мозаика в виде ковра, основную площадь которого составляла сетка из ромбов с крестиками в середине. Внешне окаймлено каймой, состоящий из трех параллельных полос заполненных плетенкой, меандром и волнообразным орнаментом.

Замечательную мозаику III — II вв. до н.э. открыто в 1937 году в Херсонесе, в бане одного из богатых домов. Пол бани украшен мозаикой из морских камней белого, желтого, синего, красного и зеленого цветов. Центральное поле занято изображением двух женщин, моются. По краям композиции — растительный орнамент.

2.2 СКУЛЬПТУРА

В городах Северного Причерноморья сохранилось немало разнообразных памятников скульптуры, украшавшие Теменос, Акрополе и площади, жилые дома, некрополи. В архаический время самыми известными были Самосского и милетская школы. (наибольшее количество милетской скульптуры найдено в Ольвии). После падения Милета в 494р. получили распространение достопримечательности афинских скульпторов. Среди них известные произведения таких знаменитых мастеров, как Фидий и его учеников Каламида, Мирона, Праксителя.

Широко распространенной была мала глиняная скульптура, фигурки из бронзы, дерева, гипса. Иногда они изображались в движении и почти всегда раскрашивались. Многие импортные и местные терекот найдено во всех северо-причерноморских регионах. Для терракот VI в. до н.э. характерны те же черты, что и для архаичных терракотовых статуэток Греции: фронтальное изображение фигур, некоторая застылость образов, миндалевидные глаза и при поднятые уголки губ. Глиняные статуэтки V — IV вв. до н.э. имеют более гармоничную форму, их образы спокойные и возвеличены. В терракота III — I вв. до н.э. хорошо изображается движение, сложные повороты фигур. Поскольку глиняные статуэтки последовали или были копиями мраморных статуй, они нередко дают представление о славных памятники, которые вспоминают давние авторы. Большие скульптуры из глины встречаются очень редко.

По функционально-тематическим назначению вся скульптура делится на четыре подгруппы: сакральную, надтрунну, портретную и декоративную. В разные периоды развития городов сакральная скульптура имела собственную тематику и своеобразные стилистические черты.

В VI в. до н.э. только в Ольвии найдено больше всего памятников привозной и местной скульптуры. Среди них образ куроса или Аполлона, был самым распространенным. Все куросы из Ольвии представляли статуарный, широко распространенный в Средиземноморье тип строго фронтальной фигуры юноши с идеализированным лицом. Ольвийские мастера не обладали высоким профессионализмом и, вероятно, недостаточно знали анатомию человека, хотя были знакомы с общими принципами создания человеческой фигуры.

В V — IV вв. до н.э. становится доминирующим импорт скульптуры из Афин. Ход развития греческой пластики определяла творчество Фидия, Скопаса, Праксителя, Лисиппа. В школу Фидия принадлежит мраморная голова Зевса из Ольвии, интересна ольвийская статуэтка Афины III ст. до н.э. — Копия с известной эллинистической копии статуи Афины Партенос Фидия в свободном воспроизведении [9; С.484].

Произведения, можно отнести в школу Скопаса, является полихромная мраморная голова Геракла из Пантикапея, председатель Кибелы и юноши из Херсонеса и председатель Зевса Сотера из Ольвии. По стилистическим признакам школе Праксителя близкие мраморные статуи Дониса и музы IV в. до н.э. из Пантикапея и Ольвии. Однако самыми распространенными были мраморные и терракотовые копии Афродиты этого мастера.

С образованием эллинистических государств, где были организованы новые скульптурные школы, Афины отходят на задний план. Среди скульптуры последней четверти IV — II вв. до н.э. отличаются сакральные статуи и статуэтки александрийской, пергамской, Родосской школ. К александрийской школы эллинистического времени, продолжала традиции греческого искусства IV в. до н.э. и создавала новые, принадлежат мраморные головы Гигиеи из Пантикапея, Асклепия, Эрос и комплекс скульптур (голова юноши, торс юноши и Гермафродита, небольшая статуя Аполлона) из Ольвии.

Наиболее многочисленными культовыми памятниками есть небольшие статуэтки и рельефы, изображающие Артемиду, Афину, Кибела, Диониса. Большинство этих произведений происходит из захиднопонтийських городов и, поскольку они пользовались массовым спросом, изготовлялись целыми сериями и поэтому не имели особых художественных качеств. Им присущ обобщенно-схематизированный показ религиозно-мифологической сцены или отдельного образа, где основное внимание уделялось идейному содержанию. Отсутствие пластической выразительности фигуры человека объясняется, вероятно, как массовым производством, так и вообще постепенным упадком культуры.

северопричерноморских скульпторы очень редко изготавливали монументальные сакральные памятники.

В эллинистический время в Ольвии была мастерская, где изготовлялись небольшие мотивные рельефы и статуэтки из известняка, реже из мрамора. Для них характерно условное моделирования фигур, непропорциональность, небрежная обработка камня. Замечательным памятником местного ольвийского искусства является мраморная плита III в. до н.э. с рельефным изображением сцены трапезы и пяти бородатых мужчин у алтаря. Каждая фигура наделена индивидуальными чертами. Интересно, что почти все скульптуры ольвийских мастеров имели одну и ту же недостаток: одна рука была большая за вторую; черты лица зачастую преувеличены асимметричны.

В отличие от сакральной надтрунна скульптура во всех городах преимущественно изготавливалась на месте. Только самые граждане могли заказать для своих близких стелы в известных мастерских Эллады. К самым ранним относится фрагмент мраморного рельефа с изображением головы юноши в профиль (вторая четверть VI в. До н.э.) из Ольвии. Он выполнен в художественной манере архаического времени: черты лица идеализированные, прическа декорирована в виде мелких квадратиков.