МУЖСКИЕ КОСТЮМЫ По римским мужской одеждой была сшита на плечах туника, которая на протяжении всей истории Рима считалась обязанности "язковим элементом мужского костюма, как основной одежды. Ее носили под тогой или плащом.

История римского костюма знает три основных типа туник: колобиум, Т-образную тунику и далматик. Колобиум это тот самый древнегреческий колобос, только уже и короче, длиной до колен. В таком виде колобиум носили все слои населения, примерно ко II в. н.э. На смену ему пришел длинный, до икр, очень широкий колобиум, у которого с помощью взимания поясом по талии образуются пространстве до локтя фальшивые рукава. На конец III в. н.э. и этот вид колобиума исчез. Т-образную тунику распространенную с древнеримских туник кроили в виде прямоугольника или с небольшим расширением внизу (поздний вариант) вместе с рукавами. Рукава ее всегда были узкие (около 20 см), несколько расширены вверх для удобства одевания и облегчения движения рук. Длиной они были разные от коротких, выше локтя (в ранний период), до длинных, до запястья, начиная с III в. н.э. Обычные римские туники имели длину до колен, но наряду с ними в позднем римском костюме начали распространяться и длинные, до икр и лодыжек, туники. Они были относительно узкие, и для удобства в движении внизу их делали боковые разрезы (до уровня колен) шейный вырез в них квадратной формы.
массажное кресло cardio
Такие длинные верхние туники с длинными рукавами, известные под названием туники-таларис. Пышно декорированные, эти туники стали основной одеждой знати и богатых слоев населения поздней Римской империи. Среди народа, особенно в костюме рабов, все время были распространены короткие, выше колен, Т-образные туники, преимущественно с короткими рукавами или без рукавов колобиумы. Нередко и те и другие носили спущенными с правого плеча, чтобы облегчить движения правой руки во время физического труда. Все туники опоясывали узкими поясами или шнурками. Декора в колобиумах в Т-образных туниках в раннем римском костюме не было или он ограничивался лишь клавус. Только тунику триумфаторов, а затем и императора, так называемую тунику-пальметт, вышивали золотой узором (пальметты). Две широкие вертикальные пурпурные полосы шли впереди по всей длине туники от воротника до подола (так называемый клавус), отличали тунику латиклавию сенаторов, а две такие узкие полосы от плеч до подола отмечали сословие всадников. В позднем римском костюме появился декор орнаментальными полосами и нашивками различной формы во многих местах туники. Наконец, появились туники, сшитые целиком из узорчатой ​​ткани. Особой разновидностью поздних римских туник длинный, до икр, просторный далматик, введенный в качестве верхней одежды знати в конце II в. н.э. Основным признаком далматика были очень просторные уровне рукава, шириной примерно 40 50 см.

При таких суцильнокрийних рукавах и прямоугольном крое далматик в развернутом виде имел форму будто креста. Это очень способствовало его распространению среди христиан империи, особенно как одежда христианских священников. Носили его непидперезаним и декорировали двумя боковыми клавусампамы, а также соответствующими им двумя полосами вокруг концов рукавов.

Еще больше, чем туника, специфически римским мужской одеждой была тога верхний обволакивающего одежду, которую носили всегда поверх туники. Именно твоему римские граждане выделялись среди остального населения Рима и Италии. Одетый в тогу, означало римлянин. Тога имела оригинальный крой в виде сегмента круга размеры, которые определялись, как правило, не менее чем тройным ростом человека по ширине (вдоль хорды сегмента) и одним по длине (по радиусу). История тоги очень показательна для истории древнеримского костюма вообще; она четко отражает упомянутый уже процесс перехода от античного до позднего римского костюма. Сначала, в ранней республиканский период, тога была основным повседневной одеждой римских граждан и драпировалась очень просто, как древнегреческий гиматион. Это тесное тога. Позже, начиная примерно со II в. до н.э., и дальше, в период расцвета древнеримской культуры до первых лет империи (то есть до I в. н.э.), тога приобретала назначения преимущественно выходного, а потом и официальной одежды. Она становилась просторнее, со значительно более сложным драпировкой, тяжелой и неудобной в условиях повседневной жизни. Поэтому на конец периода тога вышла из обращения как обычный верхнюю одежду, особенно в плебса, бедных и средних слоев римских граждан, и осталась только парадным одеждой знати. Такую тогу называли просторной тогой. В ранней императорский период (I II в. Н.э.) характер драпировки тоги снова изменился; ее носили уже составленной вдвое и исключительно как парадно-церемониальный одежду знати. Эта так называемая тога-умбо имела и особый крой в виде восьмиугольника или эллипса. Состояла она не пополам, а так, чтобы нижняя сторона был на 2 / з длиннее верхнего. В начале III в. н.э. тога почти совсем исчезла. В поздней Римской империи, по сути, эта тога уже выродилась и, потеряв всякое практическое значение, стала почетной регалией консульского звания. Носили ее составленной вдвое или даже втрое или вчетверо, в виде полосы шарфа, который сначала очень прихотливо, а потом все проще драпировали поверх верхней одежды.

В то же время очень изменился и материал того. Ее начали шить из тяжелой цветной, узорчатой, часто шелковой ткани, нередко с золотым декором.

В зависимости от положения в обществе и назначения менялся цвет и декорирования тоги. Обычная тога полноправного римского гражданина была белой и ничем не украшенной. Неполноправные, но свободные граждане могли носить тогу только темных цветов (коричневого, серого). Сенаторы, магистраторы и верховные жрецы носили белую тогу с достаточно широкой пурпурной или вишнево-красной каймой вдоль одного ее края (в основном вдоль хорды сегмента). Широкая пурпурная кайма по краю тоги означала принадлежность к сенаторского сословия или была знаком различия высшей магистратуры (консулов, цензоров, преторов, квесторов). Пурпурную тогу с золототкаными орнаментацией могли одевать только триумфаторы, а впоследствии императоры как монаршей регалию. Наконец, триумфаторы надевали как парадную пурпурную тогу с золотой каймой, а позже с золотой вышивкой по всему полю. Эта тога перешла к императорам и, начиная с Домициана до Диоклетиана, была императорской регалией. На заре истории Древнего Рима, когда тогу как военная форма носила пехота, для обеспечения свободного движения, концом тоги, перекинутым через левое плечо на спину, обвязывали воина по талии, будто поясом, по так называемым способом Габиния. Позже обычай носить тогу, обвязанную по способу Габиния, сохранился только при отправлении некоторых церемоний военного характера и религиозных обрядов. Интересно, что тогу использовали даже как своеобразный доспех во время драк на форумах, которые нередко происходили между представителями различных политических группировок. Для таких случаев один конец тоги накручивали крепко на левую руку, а остальным несколько раз охватывали торс, чтобы надежно защититься от ударов.

Просторная тога драпировалась так. Впереди первая треть сегмента свисала сзади наперед с левого плеча до ступни. После охвата тканью спины в направлении от левого плеча до правого подмышки, под мышкой скалывались ткань с внутренней стороны примерно в центре сегмента, но ближе к прямому краю, и скручивали с нее небольшой жгут балтеус, который затыкали плотно пояса туники у правой стороны. При этом весь остаток ткани, собрался под правой подмышкой, перегибали наружу так, что одна треть его длины свисала сверху в виде фалды. Когда дальше тогу драпировали спереди наискось всей фигуры с правой стороны к левому плечу, эта верхняя Фалда, которая называлась синус, свисала на стороне и спереди красивыми округлыми складками, достигали почти уровня колен. При этом остальные ткани тоги (нижняя Фалда в две трети длины) со стороны достигала косточек.