выстроена по законам красоты. Создатель испытывает радость творчества, вдохновения. Художественное творчество — всегда игра. Искусство моделирует деятельность человека в бескорыстной форме, олицетворяет свободу творческого потенциала.
Художественное творчество раскрывает людям правду жизни, дает радость постижения красоты, эстетическое наслаждение.
Эстетическая функция искусства способствует:
o формированию эстетических вкусов, способностей человека;
o формированию ценностных в мире;
o пробуждению творческого духа, творческого начала, желание и умение творить по законам красоты.
Искусство выстраивает ценностную сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Весь мир предстает как эстетически значимый в своем проявлении, природа является эстетической ценностью. Вселенная приобретает поэтичности, художественности, становится театральной сценой, живописной галереей, художественным творением, которое имеет постоянную тягу к совершенствованию. Искусство передает людям чувство эстетической значимости мира, формирует эстетические вкусы, пробуждает в людях художников, вызывает страсть к художественной деятельности во всех направлениях (как профессиональной, так и самодеятельного), призывает перестраивать мир по законам красоты.
https://itdir.ru/
Естественна многомерность человека. Независимо от выбранной профессии она пытается реализоваться в искусстве. Например, конструктор самолетов А. Антонов хорошо рисовал, врач В. Коротич стал поэтом, ракетостроитель Б. Раушенбах совершил обстоятельное исследование по истории и теории иконописи. В стабильном обществе творчество масс всегда определяет высокий уровень его культуры.
Чем выше уровень развития общества, тем выше потребность творить жизнь по законам красоты. Поэтому считается, что эта функция будет становиться более значимой с развитием общества.
Эстетическая функция искусства обеспечивает социализацию личности, формирует ее социально-творческой активности, непосредственно влияет как на искусство, так и на все формы общественного сознания
Познавательные функции искусства практически безграничны, их нельзя заменить другими сферами духовной жизни. Искусство способно отображать труднодоступные для науки стороны бытия, раскрывает эстетическую разнообразие в ежедневном, заостряет внимание на новом в уже известных вещах. Изображая явление, художник возвращает вещам их первоначальную обаяние, чем обогащает чувства человека, восприятия им мира.
Каждый вид искусства имеет определенные соотношения деятельного и познавательного начал. В некоторых из них ведущую роль играет деятельное начало. Здесь в большей степени развита выразительность прагматичного, чем, например, в архитектуре, а там, где преобладает познавательное, возрастает значение изобразительности, как в живописи.
Литература, театр, кино и телевидения сочетают оба фактора: они и изобразительные, и выразительные.
Искусство — одно из средств просвещения, передает опыт, утверждает факт как явление, закрепляет навыки мышления, обобщает систему взглядов, является «учебником жизни», который читают даже те, кто не любит обучения, существенно дополняет знания человека о мире . Сочетая жизненный опыт личности с опытом других людей, искусство является средством познания мира и самопознания.
Искусство всегда несет в себе информативную функцию. Еще Ари-стотель отмечал, что произведения искусства содержат значительное количество информации. Он считал, что художник изображает в произведениях то, что вскоре произойдет. Эта информация высоко ценится с точки зрения современной теории прогнозирования. Ярким примером является литературные произведения Ж. Верна, А. Толстого, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др.
Как и знаковым системам, искусству присущи определенные условности, исторический и национальный обусловлен код. Общение народов через усвоение культуры прошлого делает эти коды и условности общедоступными, вводит их в арсенал загальнохудож-неи культуры человечества. Восприятие произведения происходит по законам общения. Художественное общение дает возможность людям обмениваться мыслями, овладевать исторический и национальный опыт независимо от времени и пространства. Искусство всегда укрепляет духовный потенциал и способствует консолидации человеческих сообществ.
Информация, которая передается языком искусств — через танец, театр, архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное,
кино и т.д., — максимально доступное и легко усваивается в отличие от той, что передается только в языковом эквиваленте . К тому же на земном шаре функционирует более ста языков значительно затрудняет обмен информацией. Информативные возможности художественного языка гораздо шире и качественно выше: язык искусства поняла благодаря метафоричности, гибкости, эмоциональности; она легко воспринимается.
Искусство всегда объединяет человеческие сообщества. В давние времена разноязычные племена при заключении мирного соглашения выполняли ритуальный танец, который объединял их своим ритмом. В течение XVIII и до начала XX в., Когда политики поделили Италию на мелкие государства, графства и княжества, единственным, что объединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев и помогало им быть единой нацией, было искусство. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, это инструмент мирного сосуществования и сообщества.
Ведущей в искусстве является воспитательная функция. Благодаря ей формируются чувства, мысли и действия людей. Тогда как другие формы общественного сознания имеют частичный характер (мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, образование и наука готовят специалиста), искусство действует на личность комплексно, одновременно на ум, сердце и чувства, то есть существенно влияет на духовное состояние человека.
Еще древние греки утверждали, что искусство облагораживает и очищает человека от всякой скверны. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию «катарсис» — очищение средствами «подобных аффектов» (чувств). Показывая героев, которые прошли испытания, произведения искусства заставляют человека сопереживать, брать за образец их лучшие черты, обогащая тем самым ее внутренний мир. В процессе восприятия произведений искусства человек получает возможность снять внутреннюю напряженность, волнения и стрессы, порождаемые реальной жизнью, и компенсировать психологическую монотонность каждодневного бытия.
катарсический-компенсаторная функция искусства имеет три основных определяющих фактора: творчески игровой, развлекательный; компенсаторный; чувственный.
Все они существенно влияют на внутреннюю гармонию личности, сохраняют и восстанавливают ее психическое равновесие. Чувственная и
компенсаторная функции являются важнейшими в формовочные-воспитательном воздействии искусства на личность.
Информация, которую получает человек при общении с произведениями искусства, умножает и расширяет реальный жизненный опыт. Это приумножение существенно расширяет границы