отдельных его членов. Очевидно другое: откладывать соблюдение моральных норм и правил в биомедицинских исследованиях и врачебной практике до тех пор, пока не разбогатеем, недопустимо и даже опасно для любого общества. Такими действиями мы просто сознательно консервируем свою отсталость.
Как же на практике обеспечить внедрение биоэтических принципов?
Зарубежный опыт свидетельствует, что прежде всего надо иметь надлежащую правовую базу, которая бы не только декларировала сами принципы, но и предусматривала механизмы контроля за их осуществлением. Такой базы в Украине пока не существует, ее придется создавать. Однако ждать мы не имеем права. Поэтому следует использовать отдельные статьи «Основ законодательства об охране здоровья». Каждый научный проект, который предусматривает исследование на человеке новых диагностических средств, новых медицинских технологий, требует биоэтической экспертизы. Как правило, ее осуществляют комитеты по биоэтике, которые должны функционировать при всех научных учреждениях, где проводятся такие исследования, а также во всех лечебно-профилактических учреждениях. В состав таких комитетов входят не только авторитетные работники этих учреждений, но и представители общественности.
Наше настоящее ставит еще одна важная задача перед биоэтикой — активно противостоять ведовству, так называемом целительству, откровенном шаманству, получившие в государстве широкое распространение и наносят огромный вред здоровью населения.
Фото на документы, самые низкие цены в Подольске, скидки школьникам

Основным принципом, которым должны руководствоваться в своей деятельности биоэтические комитеты, есть уважение к жизни и достоинства человека (здорового или больного). Во всех случаях без исключения интересы человека должны быть выше интересов науки и общества, она должна быть надежно защищенной от рождения и до смерти. Именно это положение часто вызывает дискуссии. Однако не может быть сомнения, что когда происходит жертвование интересами личности ради любых общественных интересов, то это прямой путь к превращению людей в винтики, как уже случалось в нашей истории.
При оценке проектов, предусматривающих использование экспериментальных животных, определяющей требованием должно быть гуманное отношение к ним. Именно оно отражает уровень организации биомедицинского эксперимента. В качестве примера можно вспомнить отношение к подопытных животных великого экспериментатора-физиолога И. П. Павлова. Его опыты на собаках, которых он оперировал, и сегодня могут быть образцом гуманного эксперимента на животных. Он на собственные средства в Колтушах соорудил памятник собаке.
Институты и отдельные группы ученых, участвующих в проектах на получение международных грантов, наверное, уже сталкивались с ситуацией, когда их заказ без надлежащей биоэтической экспертизы вообще не рассматривается. Так, в США Конгресс учредил национальный Комитет при Президенте страны. Именно этот Комитет разрабатывает систему государственного контроля за соблюдением этических норм и правил. В соответствии с федеральным законом на местном уровне (Institutional Review Board — IRB) в составе комитетов, кроме профессионалов, обязательно должны быть правоведы, представители общественности. Экспертиза осуществляется по специальной процедуре и охватывает все без исключения исследования, которые проводятся на людях. Закон наделил такие комитеты правом отклонять проекты и даже запрещать проведение исследований, когда выявляются нарушения биоэтических норм и правил.
В большинстве европейских государств комитеты по биоэтике не имеют права вето, их полномочия должны больше совещательно-консультативный характер. Несмотря на это, их авторитет достаточно высок, чтобы влиять на строгое соблюдение биоэтических принципов в исследованиях на людях, а также в клинической практике. Кроме того, высокого уровня этой работе предоставляет «Конвенция о защите прав и достоинства человека», которую принял Совет Европы еще в ноябре 1996 года. В странах Восточной Европы, где комитеты по биоэтике уже действуют (Венгрия, Чехия, Польша), хотя и заимствуется опыт других стран, однако не копируются существующие там модели, а формируется собственная практика, которая учитывает национальные особенности и традиции.
Комитет ВОЗ обобщил опыт деятельности биоэтических комитетов разных стран и разных уровней и на этой основе разработал детальные рекомендации по их организации, функций, прав и обязанностей.
последнее время работу в этом направлении начата и в Украине. Действуют комитеты по биоэтике при Президиуме НАН и АМН Украины, подготовлен проект закона о биоэтике и биоэтическую экспертизу, налаживаются связи с общественностью, установлены контакты с международными организациями, которые занимаются этим делом, а также с комитетами отдельных стран. Бесспорно, это только начало. Впереди — повседневная кропотливая работа с биоэтической экспертизы, биоэтическими принципами еще предстоит овладеть всем специалистам, которые работают в области биологии и медицины. Однако уже сегодня возникает много проблем, их не избежать и в будущем. Речь идет о том, что сама основополагающая идея биоэтики — защита прав, свободы и достоинства человека — является новой, к ней пока не привыкли не только медики и биологи, но и наше общество в целом.
Уже говорилось о разногласиях, которые вызывает также одно из основных положений биоэтики, которое требует, чтобы интересы и благо отдельного человека превалировали над интересами науки и общества. Биоэтика, прежде всего, означает большую открытость деятельности наших учреждений — институтов, больниц и отдельных лиц, расширение их связей с общественностью. Нормой должны стать такие понятия и процедуры, как биоэтическая экспертиза протокола научного исследования, добровольная информационная согласие, конфиденциальность, гуманное отношение к экспериментальным животным, общественное обсуждение биоэтических проблем и тому подобное.
Сегодня, когда Украина стала членом Совета Европы, когда делаются решительные шаги на пути к интеграции с европейским сообществом, откладывать на будущее внедрение современных биоэтических принципов в исследовательскую и врачебную практику невозможно, прежде всего потому, что это является одной из важнейших признаков цивилизованности любой страны. К тому же, страны — производители лекарственных средств, медицинских приборов, аппаратов должны руководствоваться едиными со странами-импортерами унифицированными критериями биоэтической экспертизы. Здесь не должно быть двойного стандарта, что, к большому сожалению, сейчас иногда случается.
Успех этого важного дела, без которой невозможно построить цивилизованное общество, будет зависеть от инициативы заинтересованных в ней людей. А заинтересованными должны быть все — ученые, врачи, деятели здравоохранения, руководители научных учреждений, в конце концов, пациенты — как больные, так и здоровые люди. Потому что биологическая этика — это действительно важный призыв XXI века, обращенный к новому обществу.
2. Истоки И ПРИРОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ этики
Сердцевиной нравственного сознания является нравственный выбор и ответственность за него. Моральный выбор — это не одноразовый акт, а процесс перманентный. Отсюда постоянный поиск, сомнения, коррекции, вечная борьба с собой и вечное собой недовольство. «Ситуация морального выбора» чрезвычайно тяжелой и ответственной. Человек не всегда свободна в своем нравственном выборе. Моральный долг иногда требует восстать против собственного мнения. А согласования с общественным мнением может приобрести черты конформизма и даже безнравственности. Более того, сегодня мы являемся свидетелями распространения морализаторской демагогии.
Сегодня огромные