Содержание

Выступая

И. Идейно-эстетические тенденции развития в балетном искусстве.

1.1. Обогащенные достижения хореографии.

ИИ. Развитие балетного театра для детей

2.1. Творческие поиски хореографов.

2.2. Молодежь и ее видение на создание спектаклей для детей.

ИИИ. Настоящее и подготовка специалистов по хореографии

3.1. Когда на сцене и в зале дети.

3.2. Вклад молодого поколения в развитие и становление балетного театра.

Вывод.

Используемая литература.

Выступая

Украина издавна славилась неповторимыми жемчужинами музыкального, песенного и танцевального фольклора, но еще не было своего национального оперно-балетного театра. Начало творческого пути украинского балета совпадает с организацией первого национального оперно-балетного театра, торжественно открытого в 1925 году в Харькове. Это событие знамена, потому что открытие украинской оперы не только начало рождения еще одной культурной учреждения — это время — первой украинской оперы и балета, которая должна стать центром, кругом которого будут собираться певцы, музыканты, композиторы, художники, танцюристи1.


продажа футболок

И эта новая эпоха в истории развития украинского музыкально-театрального и, в частности, хореографического искусства действительно началась.

Балетный театр — составная и неотъемлемая часть единой многонациональной, глубокой по своему содержанию музыкально-сценической культуры новой исторической общности людей. Щедрый расцвет и смелые творческие поиски всех балетных коллективов, значительные идейно-художественные достижения украинских композиторов, дирижеров, балетмейстеров и артистов в создании современного репертуара и воплощении классического наследия красноречиво отражают выдающиеся достижения искусства, мастера которого вносят сегодня все более весомый вклад в сокровищницу мировой хореографии, животворящей влияя на ее развитие.

В течение последних лет в балете произошло немало знаменательных событий, среди которых торжественно отмечены музыкальной общественностью мира юбилеи знаменитых коллективов, чествование которых превратились в настоящие праздники всей прогрессивной художественной культуры ХХ века. Среди этих дат следует назвать юбилей Национального балетного театра Украины. За это исторически довольно небольшой отрезок времени украинский балет создал огромный и разнообразный репертуар, утвердил собственные художественные традиции, получил международное признание и достиг таких художественных вершин, для завоевания которых в других условиях нужно было бы несколько веков.

За последние десятилетия балет Украины уверенно вышел на мировую театральную арену, ряд его талантливых мастеров признан «звездами первой величины», а одаренная молодежь становилась победителями самых сложных международных конкурсов классического танца и авторитетных балетных фестивалей. На всех континентах земного шара сегодня успешно гастролируют лучшие артисты балетных коллективов, достойно представляя выдающиеся достижения современной культуры.

Современный балет Украины щедро вплетает свои яркие цветы международного признания и восхищения в красочный венок мировой славы многонационального танцевального искусства. Выдающиеся идейно-художественные достижения и оригинальные открытия его одаренных балетмейстеров и актеров, композиторов и дирижеров, либреттист и сценографистив обусловленные грандиозными победами.

И. Идейно-эстетические тенденции развития в балетном искусстве.

1.1. Обогащенные достижения хореографии.

Поиски и открытия выдающихся балетмейстеров и ведущих мастеров балета не могли не сказаться на формировании и утверждении качественно новых тенденций в украинском балетном театре, вся история европейской художественной культуры доказывает, что теоретически подобный влияние не обязательно должен быть непосредственным. Культурно-исторические и социально-политические сдвиги, для которых открылись маршруты, к утверждению новых идей и тенденций художественного творчества и активизации поисков балетмейстеров. Причем довольно часто сначала новые тенденции и художественные течения рождались в работах хореографов-практиков, которые, преодолевая трафареты и закоснелые каноны торгово-иллюстративной хореографами, шли крутыми, нелегкими дорогами смелых экспериментов, а уже потом появлялись теоретические обоснования и декларации новейших эстетических принципов.

Вот почему по-разному подходили балетмейстеры к воплощению балетов: в работах одних пантомима органично сливалась с танцем, а в элементы классической хореографии естественно вплеталось фольклорное кружево, в постановках других — танец «спорил» с пантомимой, пытавшейся вытеснить его с подмостков или превратить в вставной дивертисмент. В творчестве отдельных хореографов появилась тенденция к игнорированию стилевых особенностей балетной классики, желание превратить романтические и фантастические балеты на сугубо реалистические, драматизированные, иногда даже бытового достоверные спектакли.

Проблема внимательного и одновременно творческого отношения к отечественной хореографической классического наследия стала актуальной и очень острой. Как осуществлять классические балетные спектакли сказочно-фантастического жанра в период широкого утверждения реалистической хореографической драмы? Что оставлять в старых балетах от прошлых балетмейстерских решений, а обновлять, перерабатывать, создавать заново?

Если в спектаклях конца 20-х годов часто пантомима и танец существовали разрозненно, то в оригинальных балетмейстерских работах П. Вирского и М.Болотова они начали гармонично сочетались. В частности, пантомима приобретает в них качественно новые черты: торгово-натуралистический жест заменяется обобщенным, а каждый шаг становится ритмично организованным и пластически выразительным. Смело расширяя танцевальные формы, молодые украинские балетмейстеры не только органично сочетали танец и пантомиму, но и сплетали в один узор элементы классической и народной хореографии. Именно поэтому в созданном весной 1937г. Государственном ансамбле украинского народного танца, руководителями которого стали П.Вирский и М.Болотов начали широкое систематическое сбора и театрализацию национальных и фольклорных образцов. Любовно оттачивая их, балетмейстеры смело обогащали лексику украинского танца виртуозными элементами классической хореографии. Именно поэтому в колоритных сюжетных картинах созданных коллективом новорожденного ансамбля, привычной движения народного танца приобретали нового эмоционального содержания, а канонические композиции щедро расцвечивались оригинальными хореографическими узорами.

Правда, утверждая принципы драматизации танцевальной действия, осмысленности и логической стройности развития событий талантливые балетмейстеры не только основательно переделывали либретто, а иногда и перемонтовувалы партитуру балета. Благодаря этому концертные номера стали своеобразными украинскими балетами, которые звучали свежо и сучасно2.

Свидетельствует ли это о том, как подлинное новаторство способных хореографов, которые создали в многоцветной спектакле выразительные пластические лейттемы, яркие танцевальные характеристики персонажей, драматизировали и в определенной степени повлияла на динамику сценическое действие, стремились утвердить в массовых композициях хореографический симфонизм, опираясь на лучшие традиции классического балета.

Нелегким был путь П. Вирского и М. Болотова к художественных побед, но они упорно трудились, смело переосмысливая богатства классического наследия и народного танца, новейшие достижения всего советского. и, в частности, Украинская балетного театра. Для них, хорошо знакомых с творчеством МХАТа, с постановками К Станиславского и В. Немировича-Данченко и исполнительными традициями Большого театра, в центре спектакля всегда был актер — носитель и интерпретатор смелых балетмейстерских замыслов.

Длительная художественная спивдружба П. Вирского и М. Болотова, которая своеобразно дополнялась друг другом: если М. Болотов больше тяготел к режиссуре и оригинального мизансценирование пантомимических действия, то П. Вирский мыслил яркими танцевальными образами, легко создавал интересные танцы, проникнуты ощущением современных пластических интонаций.

Создавая пластические образы персонажей, балетмейстеры стремились преодолеть, раскрыть характеры героев не пантомимическими, а танцевальными средствами, подчинить каждый танец, каждую мизансцену выявлению идейно-эмоционального содержания. Музыкальность, непрерывное развитие танцевально-пантомимических действия, передача в хореографическом рисунке тончайших оттенков человеческих чувств — эти черты были присущи как всей многоплановой одесской спектакле, так и развернутым партиям.

Уже первая постановка П. Вирского и М. Болотова показала своеобразие творческих поисков молодых балетмейстеров, которые стремились утвердить на сцене реалистичную хореографическую образность, органично совместить действенный, эмоционально и психологически насыщенный танец с ритмизированной пантомимой, раскрыть в современной по своими интонациями пластике характеры героев.

Постановка открыла П. Вирскому и М. Болотову путь к новым балетмейстерских исканий, отмечались целеустремленностью и творческой смелостью (детский балет «Мурзилка и Мазилка», «Конек-горбунок»).