национального Возрождения
Словацкие земли XVII — XVIII вв. превратились в арену бесконечных разрушительных войн. Габсбургам, которые выступали в Венгрии под флагом Контрреформации, противостояли словацкие протестанты.
Борьба за лютеранское вероисповедание производила огромное влияние на развитие культуры в словацких землях. Победная поступь Контрреформации оставила здесь глубокий след в барочном искусстве. В архитектуре господствующим стал монументальный стиль с присущей ему роскошью интерьера, который стал характерным не только для культовых сооружений, но и для дворцовых комплексов, замков и застройки богатых городских кварталов. Большая часть художественных работ этого периода — это произведения анонимных художников, резчиков по дереву и скульпторов. В портретной живописи, в оформлении алтарей, в изделиях май-встретил-ювелиров и др. происходит синтез современных художественных течений с местными традициями. Новые имена появляются среди литераторов, писавших как на латыни, так и на чешском языке.
Широкую известность приобрела деятельность деятеля словацкой и венгерской культуры Мартина Белла (1684—1749), который после окончания университета в Галле был священником.
Экивоки
Впоследствии М. Бел — директор евангелической школы в Банско Быстрицы, а с 1714 — ректор лицея в Братиславе. М. Бел писал на латыни, венгерском, немецком и чешском языках. Как выдающийся ученый он был членом многих европейских академий и научных обществ. В своей 4-томном труде «Исторические и географические сведения о современной Венгрию» (1735—1742) ученый рассматривал словаков как потомков славян Великой Моравии. Утверждение М. Бела о автохтонность словаков, проводимой в исследовании «Древняя и новая Венгрия», и высокая оценка им литературных качеств словацкого языка сыграли важную роль в становлении словацкой национального сознания.
Заметный след на ниве просветительской деятельности, которая способствовала формированию словацких традициям, оставил Адам Комар (1718—1783). После обучения в ряде иезуитских учебных заведений он возглавил придворную библиотеку в Вене. Работая советником у Марии Терезии, Коллар стал организатором образовательной реформы, которая предусматривала внесение в учебные программы изучения родного языка и истории. А. Коллара еще при жизни называли «словацким Сократом», отдавая должное образованности ученого. Большой резонанс в государстве вызвала его труд «О происхождении и постоянное использование законодательной власти" (1764), где обосновывались права венгерского короля в его отношениях с католической церковью и необходимости ограничения имеющихся привилегий венгерской шляхты, которая, к тому же, не торопилась платить налоги в казны. Содержание этого исследования вызвал бурную реакцию венгерских магнатов. В конце концов весь тираж книги был конфискован и торжественно сожжен на площади в Братиславе.
Страстный призыв А. Коллара к словакам любить родной язык и быть патриотом своей Родины не только услышал, но и подхватило следующее поколение патриотов. В определенной степени этому также способствовала ликвидация Ордена иезуитов в королевстве (1773), устранение католической церкви от контроля за образовательной и культурной сферами. Активное участие А. Коллара в проведении реформы школ, университетов и других учебных заведений создавала условия для дальнейшего развития словацкой культуры.
В последней четверти XVIII в. культурная ситуация в словацких землях претерпела определенные изменения. Братислава потеряла свое значение административного центра Венгерского королевства, был перенесен в Буду. Туда же перевели Трнавский университет и перевезено коронационные регалии венгерских королей, которые в 1784 хранились в братиславском соборе Св. Мартина. Это вызвало отток из Западной и Средней Словакии венгерских чиновников и университетской элиты.
Именно в этот период многие аристократических венгерских семей — традиционных заместителей и меценатов искусства и литературы — переехали в новую столицу, а жизнь в их имениях и дворцах в Словакии замерло или приобрело сезонного характера. Даже экономический подъем, на который прежде всего была рассчитана реформаторская деятельность Иосифа II, не изменило тенденций в общественно-политической жизни этого региона Венгерского королевства. Сдвиги, происходившие в Габс-бурзький монархии, прежде всего отразились на росте национального сознания передовых представителей словацкого общества, в оппозиционных настроениях людей, которые выступали против социсигьного и национального угнетения.
Словацкий национальное движение в конце XVIII — первой половине XIX в. оказался в сложном положении. С одной стороны, он должен был противостоять нарастанию мадяризаторських тенденций, а с другой — его силы были распылены.
Для первого этапа словацкого национального Возрождения (до 30-х годов XIX в.) характерно преобладание просветительских идей. В этот период основывались народные школы, менялся содержание учебных программ, открывались заведения технического и профессионального образования. Повышенный интерес к прошлому способствовал появлению исторических трудов, пробуждали патриотические чувства словаков.
Просветительские идеи были ведущими во взглядах словацких «будителей» — патриотически настроенной интеллигенции первой трети XIX в. «Будители» пытались совместить идеи Просвещения с борьбой за национальные права словаков. Истории как средства пробуждения патриотических настроений и фактору формирования национального сознания придавалось при этом важное значение. Так, Ю. Папанек (1738—1802) в изданной на латыни труде «История словацкого народа» доказывал автохтон ность словаков. Прошлое словаков, у которых не было традиций собственной государственности, рассматривалась в рамках истории мадьяр.
Особое внимание в книге уделено деятельности Кирилла и Ме-Фодио. Ученый одним из первых сделал попытку воссоздать историю Великой Моравии. Последователи Ю. Папанека пытались определить границы словацкой этнической территории, а в венгерском завоевании они отказывались видеть факт полного подчинения словацких земель, подчеркивая восприятии древними славянами венгров как своих гостей.
К концу XVIII в. словаки не имели собственной литературного языка, а словацкая письменность развивалась в русле католической или протестантской литературы. Это произошло вследствие того, что Контрреформация разделила интеллигенцию на два лагеря — католиков и протестантов-евангелистов. Так же в двух направлениях происходило развитие национальной культуры и литературы. Однако оба лагеря радушно встретили идеи «просвещенного абсолютизма», которые на время стали их общей идейной платформой. Например, «патент о толерантности» позволял большей части протестантской интеллигенции приобщиться к активному культурной деятельности. В 1785—1787 гг. Издавалась первая словацкая газета «Прешпорськи новости», а в 1785—1786 гг. — Первый словацкий журнал «Старый новости литерниго умений».
Начало процесса формирования словацкой нации и национальной культуры условно можно датировать выходом в свет в 1782 г... в Братиславе первого словацкого стихотворного произведения — «Первая книга разных стихов», написанного захиднословацьким языковым диалектом. Автор книги — католический священник И. Бейза (1755—1836) — в предисловии к следующему произведения — первого словацкого романа "Юноша Рене, приключения и