Реферат

с Харкивщинознавства на тему:

"Драматический театр и кинематограф»

Выполнила: ученица 9-А класса

Чуденко Кристина

< p> Проверила: учитель

Запорожченко Людмила Романовна

2007

Содержание

  1. Введение .3

  2. Основная часть

    1. трупи.5

    2. театр Синельникова.6

    3. Малый театр.8

    4. Театральные студии и гуртки.9

    5. Обновленные театри.9

    6. Театр кабаре.11

    7. Кинематограф.11

  3. Вывод .14

Список использованной литературы .15

Введение

В начале XX века украинский драматический театр развивался в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Многочисленные украинские труппы, преследуемые цензурными ограничениями, гонимые материальными лишениями, путешествовали по Украине и других регионах Российской империи, лишены возможности остановиться где-то на постоянную работу.

Купить свадебное платье в Киеве
К тому же в этот период украинское театральное искусство, которое в предыдущие годы мало выдающиеся достижения, уже не могло удовлетворить потребности нового времени, несмотря на то что это были достижения, связанные с именами М. Старицкого, М. Кропивницкого, И. Карпенко карие, П. Саксаганского. Но несмотря на все неурядицы творческая интеллигенция Украины глубоко чувствовала дух времени, молодые таланты, опираясь на огромные достижения своих предшественников, искали новых путей в искусстве.

Начало XX века ознаменовалось расцветом различных поисков и экспериментов в сфере российского драматично театрального искусства. На рубеже столетий в очаге передовой художественной интеллигенции России возник мощный движение за решительное обновление всей театрального дела. Понятно, что все новации столичных театров влияли и на развитие провинциального театрального искусства. В Харьков приезжали на гастроли Художественный и Малый театры, труппа В. Мейерхольда, Драматический театр В. Комиссаржевской, который с сентября 1902 до мая 1903 дважды побывал в городе. Харьков в начале XX века принадлежал к «первому ряду» провинциального театра сюда тянулись почти все актерские силы широкой театральной провинции. Государственные театры открывали довольно незначительное количество вакансий, в рядового актера попасть из провинции в столицу было очень мало шансов. Другое дело солидная провинциальная антреприза, на которую при сезонных изменениях в составе труппы можно было рассчитывать. Каково же было организационное положение провинциального театра? Театральных помещений, которыми бы владели частные лица, в провинции было мало, большинство принадлежало городскому общественному управлению.

Делами театров формально ведали городские думы, выбирали театральную комиссию, обычно получала название «дирекции городского театра». На каждый сезон или на несколько сезонов дума сдавала помещения театра антрепренеру. Так, Харьковский театр русской драмы удерживали более семидесяти лет три поколения антрепренеров Дюков до 1905 года. В сезоне 1906/1907 г... Труппу в Харьковском городском театре собрал антрепренер Линтваревых с участием режиссера К. Марджанишвили. В это время в Харькове работала еще одна труппа русской драмы профессиональных актеров антрепренера Соколовского в помещении оперного театра. Здесь тоже был подобран достаточно сильный актерский коллектив, который создавал настоящую конкуренцию городском драматическом театре.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Трупы

В 80 90-х годах XIX века Харьков вместе с Одессой, а впоследствии и Киевом, становится надежным пристанищем для многих украинских странствующих трупп: М. Кропивницкого, М. Старицкого, М. Садовского, П. Саксаганского, а также Г. Деркача, А. Суслова , А. Суходольского, Д. Гайдамаки, Л. Сабинина и др. Бесспорно, большую роль в развитии украинского театрально-драматического искусства города сыграл М. Кропивницкий, который с лета 1889 купил для себя хутор «Уют» за 120 верст от Харькова и стал чаще наведываться к губернского центра. В начале века Кропивницкий оставался непревзойденным актером которого критики называли «недосягаемым Украинский Сальвини». Он все равно был талантливым и в ролях трагических, и в бытовых, и в комедийных. Актер обладал сочным и выразительным голосом, а потому был виртуозным чтецом и рассказчиком. Несмотря на глухоту, что прогрессировала, Кропивницкий не оставлял сцены: помощь суфлёров ему не была нужна, потому что он знал все роли своего обширного репертуара наизусть.

В Харькове с конца 90-х годов XIX века начинают гастролировать трупы А. Суслова, А. Суходольского, Л. Сабинина. Труппа А. Суходольского долгое время работала в Харькове, арендуя театрально-цирковое помещение братьев Никитиных. Этот коллектив Украинской и русская критика считала «образцовой украинском труппой» за ее демократический репертуар и исполнительские традиции, направленные на удовлетворение прежде всего потребностей зрителей из беднейших слоев населения. Со временем из труппы А. Суходольского выделилась трупа Л. Сабинина, которая стремилась, по свидетельству ее руководителя, к радикальному обновлению репертуара за счет произведений мировой и современной отечественной драматургии. Уже в 1908 состоялись премьеры спектаклей «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Гетман Дорошенко» Л. Старицкой-Черняховской, «Лесной цветок» Л. Яновской, пьес Б. Гринченко. Интересной страницей в истории харьковского театрального искусства были мероприятия в 1 910 1912 П.

Саксаганского и М. Заньковецкой по созданию в Харькове постоянного украинского художественного театра вроде МХТ. Юридическим учредителем этого театра должно было стать Общество имени Г. Квитки-Основьяненко. Предполагалось создать при театре специальные вокальные и драматические классы, привлекая к работе молодых актеров. Театральная совет, который занимался устройством нового театра, провела значительную организационную работу, решила немало финансовых проблем, планируя уже на вторую половину сентября 1912 открытие сезона. Но в начале сентября в местной газете «Утро» появилась заметка, из которой стало понятно, что театру, подобного МХТ, в городе не будет из-за противодействия должностных лиц, недоброжелательно относились к идее открытия украинского театра. «Наконец вопрос об украинском театре было закрыто, все начинания похоронен заживо», констатировала газета.

Театр Синельникова

И все же взлет харьковской русской драмы связан прежде всего с деятельностью выдающегося актера, режиссера и антрепренера Н. Н. Синельникова. В августе 1910 он приступил к руководству театром, который вскоре вышел на почетное место не только в Украине, но и во всей театральной России. Режиссер с первых дней взял целью создать серьезный театр, а потому окружил себя талантливыми актерами, художниками, квалифицированным техническим персоналом. Организуя труппу, он привлекал к ней, по его словам, «свежие молодые актерские силы», которые еще не были отравлены театральной рутиной, с которыми было бы легко работать и осуществлять свои режиссерские замыслы. Состав труппы, пополняясь и кристаллизуясь, постепенно пришел к неизменному ансамбля выдающихся артистов В. Блюменталь-Тамарин, А. Полевицька, А. Шатрова, А. Баров, П. Баратов, И. Певцов, С. Кузнецов, Л. Колобов, Б . Путята, В. Петипа, А. Петровский, М. Тарханов, М. Ходотов, В. Юреневата др.

С 1910 до революционного 1917, по свидетельству самого режиссера, в Харьковском городском драматическом театре было поставлено около семидесяти пьес. На первые спектакли Синельникова «Мария Стюарт», «Затопленный колокол», «Последняя жертва» сразу же появились положительные рецензии в журналах «Театр и искусство» и «Рампа и жизнь». Рецензенты отмечали сыгранность актерского ансамбля и особенно тепло отзывались о молодых силы труппы.

Как только финансовое положение театра улучшилось, Синельников сделал достаточно смелый шаг открыл в 1912 Общедоступный театр в рабочем районе Харькова в помещении бывшего цирка Грикке. Однако у этого театра были достаточно серьезные конкуренты: опера, городской театр самого Синельникова с первоклассной труппой и Театр миниатюр. Поэтому за материальных затруднений Общедоступный театр не продержался и года.

4 января 1914 в Харьковском городском драматическом театре произошло выдающееся событие, которое привлекло к себе внимание театральных кругов всей России, празднования 40-летнего сценического юбилея М. М. Синельникова. Со всех уголков страны съехались актеры и режиссеры, чтобы поздравить юбиляра. Это дало возможность составить незабываемую и исключительную по актерскому мастерству программу.

Годы с 1912 до 1915 стали в истории Харьковского драматического театра периодом наивысшего подъема антрепризы Синельникова. В дальнейшем, как и весь русский театр, она переживала постепенный упадок. С началом Первой мировой войны кризис обострился. В связи с военным временем театр Синельникова потерял лучшего своего зрителя: молодежь была призвана в действующую армию, материальное положение населения ухудшилось, что сразу же сказалось на посещении спектаклей. 1 февраля 1915 закончился первый срок аренды Синельниковым Харьковского городского драматического театра. По условию нового договора с управой антрепренер должен был согласовать свои планы и действия с театральной комиссией, созданной из влиятельных лиц города. Содержать театр в провинции при таких сложных условиях на том высоком уровне, который установил сам Синельников, стоило больших усилий. В то время, когда репертуаре драматических театров становился все более мелким, когда настоящее искусство вырождалось в «танго смерти» или «танго апашей», Синельников оставался среди тех, кто верил в высокую духовную и воспитательную силу искусства.

Малый театр

В 1901 в Харькове на средства титулярного советника Львова по проекту архитектора Цауня на месте старого цирка началось строительство Малого театра, история которого является красноречивым свидетельством того, как в погоне за прибылью театр от лучших образцов драматургического искусства постепенно скатился к весьма сомнительного кафешантанной репертуара. С самого начала помещения частного театра предназначалось для спектаклей, концертов, лекций, гастролей, балов, проводившихся с благотворительной целью. 25 декабря 1902, на Рождество, Малый театр открылся спектаклем А. Островского «Таланты и поклонники», сбор от которого пошел на важную общегородскую дело окончания строительства народного дома Харьковского общества грамотности. Во время сезона 1905 в Малом театре давали спектакли труппы антрепренеров П. Гайденбурова, Португалова, Общества любителей драматического искусства под руководством Ю. Юрьевского (настоящее имя Ю. Алексеев брат К. Станиславского), проходили концерты знаменитой актрисы Н. Тамары, которая славилась исполнением оперных арий, русских и цыганских романсов, гастролировал еврейский театр «Унзер Винкл» («Уютный уголок»).