шелковые пояса местного производства, которые не уступали качеством перед восток-ными. В XIX в. в Украине были распространены ткани хлопчатобумажные пояса, изготавливались по образцу слуцких. ф. Волк обращает внимание также на кролевецкие хлопчатобумажные пояса с поперечными разноцветными полосами, которые, по его мнению, напоминают каламайки пояса восточного происхождения. Кроме цветных шерстяных и фабричных поясов, существовали белые льняные, перетканные красными полосами. Подпоясывались и узкими полотенцами.
Композиция орнамента и его отдельные мотивы на белом поясе-полотенце были совершенными в художественном отношении. Мотивы орнамента и в целом композиция, в зависимости от назначения полотенца, имели символическое значение, где каждая черта, каждое сообщение было комплексом определенных соображений, символом оговорок и тому подобное. Орнаментальное оформление соответствовало обрядовом назначению полотенца.
В орнаменте украинских рушников-поясов прослеживается бережное сохранение реликтовых, иногда еще языческих, античных, византийских, древнерусских, восточных элементов, трансформированных местными народными традициями в соответствии со своими устоявшихся морально-этических норм и эстетических идеалов.
распространенная композиция, которая всегда имела направленность вертикали, была растительного характера и символизировала «древо жизни».

изготовлению печатных форм для офсетной печати
Кроме растительных мотивов-цветов, листьев, веточек с цветами в орнаментальные композиции полотенец-поясов вводились животные сюжеты: птицы, порой фантастические птицы, орлы. Самостоятельная композиция, в центре которой были стилизованные орлы, особенно выразительна в кролевецких полотенцах-поясах. Такой рисунок часто сочетался с растительными мотивами. Иногда в композиции появляются стиле-ным фигурки людей (особенно в свадебных рушниках фигуры парня и девушки в венке и лентах). Каждый образец пояса-полотенца — то уникальный рукотворный художественное произведение, наполненное конкретным символическим содержанием.
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. по размеру (особенно шириной) и назначением молена выделить две группы поясов. Во-первых, недостаточно узкие пояса — кромки (кромки, попружкы), с помощью которых держался на состоянии бедренный одежду. Ширина их равнялась С-15 см, длина до 3 м, Во-вторых, пояса широкие (до 30 см), которыми в основном опоясывали различные виды верхней одежды, в некоторых случаях нагрудного одежды. По технике изготовления они могли быть ручного и машинного ткачества и плетеные. Ткались преимущественно полотняного переплетения без помощи ткацкого станка — на дощечках, на нить, на бердечци. Такие пояса могли быть одноцветными (без рисунка) или (нередко) окрашенными в красный или зеленый цвета, а также полихромными, с выразительным орнаментальным рисунком геометрического или растительного характера. Вы-кинчувалися пояса разноцветными бахромой или большими шарообразными кистями (кутасами).
Одновременно существовали пояса, плетеные особым образом — «по стене». Иногда в плетеных поясах чередовалась разная техника плетения, например вязание, что создавало интересный зрительный эффект. Можно привести примеры различных способов увязки поясов, которые предоставляют определенной локальной специфики комплексам разных районов Украины. По ее большей территории пояс связывали поверх рубашки и распашного, а затем и сшитого бедренного одежды (запаски, дерги, полыхает, юбки), завязывая на узел сзади (на спине). На правобережной Черкасщине, например, он часто связывался и этаж безрукавки, завязываясь спереди большим бантом Пидперезуючы верхнюю одежду, пояс время закладывали таким образом, что его конце пидтикалися по бокам и свободно свисали вниз. Всего для женского и девичьего костюма характерно спуска концов пояса по спине или спереди, а для че-Лович — по бокам.
Изучение техники исполнения, орнаментации и колорита тканых и плетеных Украинский поясов важное и вместе с тем малоисследованное вопрос.
Народные пояса имели большое значение в общем композиционном решении костюма. Выполняя свое утилитарное назначение, они существенно влияли на силуэт комплекса. С помощью различных способов ношения, увязывание, пидтикання поясов наряд приобретало различных композиционных акцентов. Выразительное орнаментально круг-ристичних решение пояса было одним из решающих моментов в общей колористике комплекса наряд.
В особую группу можно выделить мужские кожаные пояса, которые бытовали в Украине почти до XX в. и является рудиментом старославянских форм Такие пояса не только держали поясная одежда, защищали мышцы живота, но и были местом хранения необходимых для повседневного пользования предметов (кошелька, кисет, топорика и т.д.).
На Поднепровье был распространен кожаный млечный пояс — «пояс» в виде длинного узкого замшевой мешка с пряжкой на одном конце и ремешком на втором. Пояс-пояс использовался до второй половины XX в. среди населения Карпат. В горных районах кожаный пояс-пояс имел ширину от 20 до 45 см, застегивался тремя, пятью и более парами пряжек, украшался тиснением кожи и металлом
Также на Поднепровье использовался и узкий кожаный пояс — «очкур», который втягався в обшивку шаровар (очкурню) и застегивался на пряжку. И кий пояс был долгим, его свободной частью можно было еще раз опоясатися. Украшался кожаный очкур металлическими пуговицами и бляшками с тонкой жести и латуни.
Узкие кожаные пояса с несколькими вспомогательными ремешками и прикрепленными кошельками существовали и на Волыни и Галичине.
Пояса-череси были двух видов: простые (на защипци) и декорированные (цифровани, хотя выполняли такую ​​же функцию: плотно стягивали мышцы живота во время тяжелой работе). Бедные крестьяне носили кожаный пояс без отделки с двумя, тремя и четырьмя медными застежками. Череси зажиточных крестьян были орнаментированные тиснением, капелями, медными кольцами, имели дополнительные секции. В череси мужчины носили ножи, трубку, деньги.
3.4. Головные уборы
В комплексах Украинский костюма особое место занимает выбранное головы. Оно включает прическу и способы сочетания и ношения различных элементов сложного комплекса головного убора и ярко раскрывает материальные, духовные и художественные традиции украинского костюма. Выполняя, как и другие элементы костюма, естественно защитную функцию, выбранное председателя указывало на социально-правовое положение человека в обществе, на ее место в жизни общества, на национальную принадлежность, на морально-этические и религиозные представления, на уровень художественной культуры.
Значительная роль предоставлялась головным уборам в традиционных ритуалах и обрядах (например, распускание и отрезание косы невесте, а также по-мина девичьего головного убора на женский на свадьбе). Выполняя знаковые и талисманно-символические функции, головной убор отражал этнические представления, связанные с древним мировоззрением, а также религиозными традициями. Знаковая и магически талисманна роль головного убора была чрезвычайно важной на протяжении всего исторического развития украинского костюма.
конце концов, головной убор был важным и логическим эстетическим завершением локальных комплексов