Христианство, которое на протяжении трех веков преследовалось религией, стало в 313 г... государственной и заполнило пустоты в старых культурах, разрушенных частой сменой императоров. В V в. оно стало последней надеждой деморализованных римлян. Христианство оказалось идеологией, пригодной и для завоевателей, потому провозглашало божественность власти вообще, а не конкретных ее представителей. Сначала, правда, некоторые варвары (вестготы и лангобарды) приняли не тот вариант христианства (арианство), который стал господствующим в Западной Европе, но после VII в. их было силой возвращено к католицизму.

Миссионерский флаг позволял обычном грабежу соседей придать благородный вид. Крестовые походы против мусульман, которых тоже объявили язычниками, давали бедным правителям Запада хорошую пищу из богатого Востока. Богатый город Востока Константинополь, по их мнению, тоже было заселено ненастоящими христианами. Поэтому в 1204 крестоносцы взяли штурмом Константинополь, вырезали там мужчин, женщин и детей. Участник четвертого крестового похода хронист Виллардуэн писал, что никогда еще с сотворения мира в одном городе не было принято такой добычи.


онлайн рамки для фото

Католическая церковь в условиях средневековой Европы оказалась единственной силой, которая объединяет, она взяла на себя функции развалившейся Римской империи и достигла чрезвычайной власти. Произошла эволюция церкви от проповеди аскетизма , то есть отказа и невмешательства в земные дела, к тотальному контролю за всеми сферами жизни. Под контроль были взяты не только главные моменты жизни человека (рождение, брак, смерть), но и моральные отношения с другими людьми (исповедь), ритм труда и тому подобное.

Папство требовало полного разрыва с античной традицией и жесткого отношения к инакомыслящим. Для борьбы с еретиками (от греч. Hoiresis — особое вероучение) в XII-XIII вв. было создано инквизицию (с лат. inquisitio — розыск) — специальный судебно-следственный орган католической церкви. Инквизиция действовала до XIX в. и особенно интересовалась ведьмами и половыми отношениями. В XV в. монахами-инквизиторами было написано практическое пособие для борьбы с ведьмами, который назывался «Молот ведьм». Костры, на которых сжигали людей, «вступали в связь с дьяволом», превратились в непременную составляющую культуры средневековья.

4. Образование и наука средневековья

Для подготовки служителей церкви были созданы епископские и монастырские школы. В программу обучения, разработанной для них Боэцием и Кассиодор, входило «семь свободных искусств», разделенных на две части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Это был самый простой вариант, который оставался от античного образования. Он был заимствован у карфагенского ритора Марциана Капеллы, который в V в. определил семь свободных искусств.

В XII-XIII вв. некоторые школы, имели известных профессоров богословия, философии, медицины и римского права, было реорганизовано в университеты. В 1200 был основан Парижский университет. В XIII в. появились Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанский в Испании, Неаполитанский в Италии, в XIV в. — Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Ерфутський университеты. В конце XV в. в Западной Европе функционировало 65 университетов.

Обучение осуществлялось в форме лекций, во время которых читались и комментировались труды авторитетных церковных и некоторых античных авторов. Затем проводились богословские и философские диспуты на латинском языке, в которых принимали участие и студенты. Такую университетскую науку называют схоластикой (от греч. — Ученый, наука, школа) — это средневековая философия, представители которой пытались теоретически обосновать догматы церкви.

Несмотря на то, что богословы всячески ограничивали разум, ставили его под диктат (Фома Аквинский) или говорили, что верующий создан для того, чтобы каяться в своих грехах, а не для занятий наукой (Петр Дамиани), все-таки в борьбе со светской властью они вынуждены были излагать свои идеалы в логической форме. В средние века сформировались четыре основные направления, по которым пошла современная наука: физико-космологический на основе учения Аристотеля о движении, учение о свете, из которого выросла оптика, науки о живом и астролого-медицинские знания. Особое место в интеллектуальной деятельности того времени заняла алхимия .

Алхимия — транскультурного явление. Об этом свидетельствует само слово, образованное из арабского «аль-Кими", корнем которого является греческое слово «khemia», то есть «черная магия». Возникла алхимия в Египте в III-IV вв., Была распространена в IX-XI вв. в арабском мире и достигла максимального развития в Западной Европе в IX-XVI вв. Основная цель деятельности алхимиков заключалась в нахождении «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить неблагородные металлы в золото и серебро, получить эликсир долголетия и тому подобное. Алхимия — типично средневековое явление. В разных регионах действовал один и тот же стиль сочетание научного обобщения и фантазии, рационаной логики и мифологии, химического рецепта и священнодействия.

5. Рыцарство как явление европейской культуры

Жестокая социальная структура и идеология средневековья тормозили развитие культуры, лишали ее возможности доискиваться ответов на нестандартные вопросы. Ситуация в средневековой культуре напоминает первобытную культуру с ее Синкретичность мышления и жестокостью социальных ориентаций. Поэтому появляются аналогичные ритуальные формы отклонения от стандарта.

Такой формоюпротивагы церкви аскетизма стало в XI-XII вв. рыцарство . Рыцарь должен быть активным (путешествовать, соревноваться на турнирах в честь дамы сердца), везде искать возможности отличиться. Весь перечень требований к рыцарю свидетельствует, что это был именно ритуальный борец, а не деятель по собственной инициативе и по собственному плану действия.

Рыцарь должен был молиться, воздерживаться от греха, защищать своего сюзерена, но делать это по определенным требованиям, которые были описаны в куртуазной < / I> (от фр. Сourtois — изящно вежливый, любезный) литературе XII-XIV вв. К этой литературы принадлежат рыцарские романы (самый популярный из них — «Тристан и Изольда» — о трагической любви рыцаря Тристана и жены Корнуольского короля Изольды), лирика трубадуров (провансальских путешествующих поэтов-певцов), труверов (придворных поэтов-певцов во Франции), миннезингеров (немецких певцов любви).

Рыцарская культура, вместе с куртуазной, была сложным комплексом обычаев, ритуалов, манер, придворных и военных развлечений. Формируется новый морально-эстетический идеал — служение Даме. Куртуазное любви с новой психологией любовных переживаний дает возможность проявления индивидуальности.

Популярными становятся «песни о подвигах» . Эти героические поэмы со временем достигают все больших размеров. Сначала они содержали 4 или 5000 стихов, а в поздних поэмах — 20000 и более. В зависимости от характера сюжетов эпические поэмы средневековья делятся на несколько групп.

К первой группе относятся поэмы, в которых воспеваются подвиги Карла Великого и его паладинов (каролингский или французский цикл). Сюда же относят поэмы, герои которых жили в более поздние времена. Вторую группу эпических поэм образуют те, развивающие легенды Арморики или Бретани, легенды о короле Артуре и его соратников или наследников (британский или цикл короля Артура). Третья группа — поэмы, которые описывали подвиги античной эпохи в средневековой интерпретации (цикл Рима или античный).

С труверов, составлявшие поэмы античного цикла, особое слыл Бенуа де Сент-Мор (XII в.). Он написал роман о Трое, беря за образец произведения Гомера. Получили видомисти роман о Фивы, написанный под влиянием «Фиваиды» Стация, роман о Цезаре, поэма «Александр», написанная двумя труверы XII в. — Ламбертом Ли-Куртом и его преемником Александром где Берне.

Лучшей из эпических поэм, сохранившаяся до нашего времени, была «Песнь о Роланде», которая рассказывала о гибели во время битвы с маврами юного графа Роланда, племянника Карла Великого и о мести короля за его смерть. Поэтическая обработка этого исторического события сделала из графа Роланда идеального вассала, который до последней минуты жизни остается верен своему сеньору. «Песнь о Роланде», проникнутая христианским фанатизмом, в то же время отражает социально-политические реалии феодализма X-XI вв., Исполненные противоречий и драматизма.

Таким образом, развитие культуры средневековой Западной Европы характеризуется разнообразием исторических и региональных форм. Главным достоянием средневековой культуры было то, что она открыла духовные силы человека, начала гуманистическое мировоззрение. Именно это станет краеугольным камнем мировоззрения эпохи Возрождения, определит основные тенденции культурного развития мировой цивилизации.

Литература

  1. Знойко А.П. Мифы Киевской земли и события древние. — М .: Молодежь, 1989. — 304 с.

  2. История мировой культуры. Культурные регионы: Учеб. пособие / Под ред. Л.Т. Лев. — М .: Просвещение, 1997. — 448 с.

  3. История мировой культуры: Учеб. пособие / Рук. авт. коллектива Л.Т. Лев. — М .: Просвещение, 1993. — 320 c.

  4. История мировой культуры: Учеб. пособие / Рук. авт. коллектива Л.Т. Лев. — 2-е изд., Перераб. и доп. — М .: Просвещение, 1999. — 368 с.

  5. История искусств: Учеб. пособие / Под ред. А. Воротникова. — Мн .: Современный литератор, 1999. — 608 с.

  6. История украинской культуры / Под общ. ред. И.Крипякевича. — М .: Просвещение, 1994. — 656 с.

  7. Качановский В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. пособие. — Мн .: ИП Экоперспектива, 1998. — 190 с.

  1. Качкал В.А. Украинский народоведение в именах: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. — М .: Просвещение, 1995. — 288 с.

  2. Крыжановский А.П. История Древнего Востока: Курс лекций. — М .: Просвещение, 1996. — 480 с.