Содержание

Выступая

Раздел I. Архитектура

1.1.архитектура греческого периода

1.2.архитектура греко-римского периода

Раздел II. Изобразительное искусство

2.1 живопись

2.2 скульптура

Выводы

Список литературы

Приложения

Введение

Античным миром принято называть общество Древней Греции и Рима в период с LХ — Vlll ст. до н.э. к lV — V вв. до н.э. Истоками для изучения античного мира являются труды древних писателей, дошедших до нашего времени в рукописях преимущественно средневековых времен. Следует упомянуть археологические раскопки, знакомят нас со странами античного мира, их городами, укреплениями, жилыми и общественными зданиями, произведениями искусства и т.д. Среди ученых, которые занимались исследованием древних городов, можно назвать Б.В. Фармаковский (его разработки посвящены жилым домам), М.И.Ростовцева (анализ развития монументальной живописи склепов Боспора), К.Е.Гриневича (его исследования касается оборонительных стен Херсонеса), В.Д.Блаватського, который обобщил основные собраны данные по архитектуре античных городов Северного Причерноморья, сделав этим новый импульс развитию историко-архитектурного направления, и многие другие.

интернет аптека

В l-м тысячелетии до н.э., когда народы Европы находились в стадии первоначального устройства, на Балканском, Апеннинском, полуостровах и в Малой Азии существовали крупные центры античных цивилизаций. Освоив мореплавания, эллины, в поисках лучших земель, пришли в районы средиземноморского бассейна. К концу VII в. до н.э. они уже установили торговые отношения с народами, населявшими берега Черного моря (Понта-Евксинского). На острове Березань, а затем в устье Буга были основаны первые поселения и колонны греков. Основания одного из древнейших городов произошло на острове Березань в эпоху архаики, в середине Vll ст. до н.э. В VI в. построено Тира — на правом берегу устья Днестровского лимана (на месте нынешнего Белгорода-Днестровского). Город на правом берегу Бугского лимана был назван Ольвия («Счастливая»). В VI в. до н.э. в восточной части Крыма на месте современной Керчи была создана колонию Пантикапей (по названию небольшой реки Пантикап), на Таманском полуострове, Фанагорию (по имени грека, основавший город) и многие другие. В западной части Крыма в V в. (421р.) До н.э. основан крупный центр — город Херсонес (у нынешнего Севастополя).

Греческие города Причерноморья не были похожи друг на друга общественным устройством, экономикой, культурой и искусством. Ольвия дольше сохранила характер самостоятельного города-полиса, в то время как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и некоторые другие греческие поселения объединились в Боспорское царство. В конце V нач. IV в. до н.э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а в I в. до н.э. Боспор завладел большей частью Крыма, подчинив себе и Херсонес. Столицей Боспорского государства был Пантикапей.

Заметно отличается характер развития искусства в этих местах Греческие памятники VII — VI вв. до н.э. чаще всего находят в Ольвии. В произведениях искусства Херсонеса заметное влияние Римской империи. Так как в первые века нашей эры она оказывала значительное влияние на город. Раскопки, которые проводились в Херсонесе показали, что в причерноморских городах существовали театры. В памятниках Боспорского царства, особенно в первые века нашей эры, более чем в Ольвии и Херсонесе проявляются художественные вкусы местных племен. Ученые до сих пор не составили единого мнения о происхождении многих памятников, найденных на юге Украины. Часто для этого не хватает фактического материала.

В Причерноморье хозяйничали те же формы, что и в Греции: в VI в. до н.э. — Архаичные, в V — IV вв. — Классические, а позже — эллинистические. Правда, периодизацию искусства Древней Греции (архаика, классика, эллинизм) здесь не совсем можно применить. Влияние культуры местных племен как, например, сарматов на Боспоре, был настолько сильным, что произведения античного искусства Северного Причерноморья достаточно своеобразно. Многие произведения, характер которых в полном смысле античный, несут в себе отпечаток весомых художественных традиций и, несомненно, завезенные сюда купцами из Греции, Малой Азии или Рима.

За стенами древних городов размещались некрополи. Здесь стояли мраморные и известняковые надгробия. Под землей — склепы различных планов и форм. Погребальный обряд античных центров нашей страны был связан с идеологией греческого общества. Ритуальные действия во время похорон, вещи, клали в могилу с умершими, связывались с определенными представлениями о потустороннем мире и несли определенную смысловую нагрузку. Например, рассмотрим одну из категорий погребального инвентаря — светильники (как погребальный материал их начали использовать на Востоке в III тысячелетии до н.э.). Человек верил в силу огня, очищает. Огонь трактовался как символ души, человеческой жизни. Считалось, например, если во время родов погаснет светильник новорожденный обречен на смерть. Светильники должны были защитить душу умершего и освещать ей путь в загробном мире. (Ранняя находка светильника — в Ольвии — датирована др. Пол. VI — нач. V в. до н.э.).

Усиление религиозного синкретизма и проникновения в античные города Северного Причерноморья новых восточных культов наложили своеобразный отпечаток на идеологические представления населения этих центров. В Херсонесе в первые века нашей эры сохранился греческий пантеон (сложился здесь в эллинскую эпоху). Различные источники свидетельствуют о появлении в городе новых адептов верований, связанных с новыми религиозными течениями, в которых значительное место занимала вера в бессмертие души и загробное блаженство. Распространение среди части населения новых религиозных течений, наверное, привело к определенным трансформаций верований, связанных с заупокойным культом и ритуалом захоронения.

Актуальность курсовой работы заключается в ознакомлении с достижениями архитектуры и изобразительного искусства античных городов Северного Причерноморья с VI в. до н.э. по I ст. н.э.

Цель курсовой работы — рассмотреть наследство архитектуры и изобразительного искусства городов Северного Причерноморья, выделить основные этапы их развития, доминирующие стили и их признаки.

Объектом исследования данной работы является архитектура и изобразительное искусство античных городов Северного Причерноморья.

Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, наблюдения.

Задача: провести исследования и изучить своеобразие архитектурных застроек, планирование городов Северного Причерноморья, выделить основные художественные стили в живописи, скульптуре и их отличие от греческих и римских образцов.

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения

Раздел I

АРХИТЕКТУРА

1.1 АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Рассматривая архитектуру античных городов Северного Причерноморья разделим ее развитие на два этапа. Первый — развитие местной архитектурной традиции на основе эллинских традиций и под их непрерывным воздействием; второй — появление в местной античной традиции элементов римской архитектуры.

Архаика. В пизньоархаичний время происходит перенос в Северное Причерноморье эллинских традиций и зарождения собственной архитектурной школы вместе с освоения местного принципа строительства жилья, заглубленных в землю.

Градостроительство в Древней Греции получило значительное развитие как с функциональной и инженерной точки зрения, так и с позиций эстетического оформления городского пространства. Город имел правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом и были вымощены мелким камнем. Вдоль улиц пролегали каменные водостоки [6; С.56].

Расцвет прямоугольной планировки городов связан с именем греческого архитектора Гипподама, который жил в V в. до н.э. Отметим, что принципы этой системы появились в Греции значительно раньше — в середине Vlll ст. к. н.э.

Главный принцип ансамблевой застройки заключался в попытке создать из различных архитектурных сооружений единый гармоничный комплекс, в котором в котором существовала главная архитектурно-пространственная доминанта.

Всего в архаический время (главным образом в Vl в. до н.э.) северо причерноморские города представляли собой небольшие поселки с земляночное и полуземляночного жилой застройкой, что группировались в кварталы. В центре поселков располагались небольшие ансамбли культового и общественного назначения.

оборонительных стен города в это время, по всей видимости, не имели (исключением является Тиритака, где ранние оборонительные сооружения состояли из торцевых стен и жилых домов, соединенных отрезками нешироких куртин [8; С.74])

Архитектура жилья архаического времени, в отличие от градостроительства, на самой ранней стадии существования (где 50-70 лет с момента возникновения того или иного поселения) не соответствовала традициям Древней Греции. Это были преимущественно небольшие, в основном однокамерные, прямоугольные, реже — круглые или овальные в плане землянки и полуземлянки. Однако, есть основания полагать, что несколько таких структур составляли практически единственный дом, который по периметру мог обноситись забором. Размер каждой такой землянки около 10м2, уход с 30 — 40 см. До 1,8 — 2,2м. Самые яркие примеры такого домостроения дают Ольвия и Бережанское поселения. [10, С.12]