Введение

Разум живописца должно быть подобным зеркала , что отражает все многообразие мира природы. Эти слова Леонардо да Biнчi касаются не внешнего повторения форм, воспринятых зрением, а философского осмысления, аналитического изучения увиденного, ведь его поиски как художника тесно переплетались с поисками ученого Леонардо совершенное воплотил тип «идеального человека Ренессанса», универсального гения. Художественное творчество было лишь частью его деятельности, направленной к научным открытиям, технического новаторства, эксперимента как средства индивидуального поиска. в явление о разносторонности его гения дает письмо Лодовико Моро, правителя Милана — мастер называет архитектуру, скульптуру и живопись в последнем, десятом пункте, перечисляя сферы деятельности, в которых могут быть реализованы его знания. Современники отмечали и его чрезвычайную личную обаяние. «Пышной своей внешностью, которая представляла высшую красоту, он прояснював каждую расстроенную душу, а словами своими мог склонить к» да «или» нет "твердое убеждение.
печать изготовление
Одним своим прикосновением он оказывал красоты и достоинства убогому и недостойного помещению "рассказывает Джорджо Вазари, биограф итальянских художников эпохи Возрождения. Далее он говорит: «философствующий о природе вещей, он пытался распознать свойства растений и настойчиво наблюдал за вращением неба, бегом, Луны и движением Солнца». Леонардо стремился понять сущность каждого явления и всего мироздания.

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

Деятельность Леонардо да Винчи (1452—1519) происходила на рубеже ХV -XVI веков. Его современники — Сандро Ботичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо — полностью принадлежат ХV веку, тогда как художник с Винчи уже в 1480-е годы заложил основу искусства Высокого Возрождения. Он был на 23 года старше Микеланджело, на 31 — по Рафаэля, которые вслед за Леонардо утвердили возвышенное представление о человеке.

Жизнь и творчество мастера связаны с главным культурным центром Италии эпохи Возрождения — Флоренцией. Он родился 15 апреля 1452 в небольшом городке Винчи (итальянский предлог «да» отвечает Украинский «с», следовательно, буквально имя художника переводится — Леонардо с Винчи). Когда Леонардо исполнилось 15 лет, отец, нотариус Пьетро да Винчи, привез сына во Флоренцию и отдал на обучение к Андреа Верроккьо — скульптора, живописца, ювелира. Его мастерская во второй половине ХV века была центром самых передовых аналитических изысканий, здесь изучали анатомию перспективу, оптику. Джорджо Вазари рассказывал: "Когда Андреа писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестит Христа, Леонардо нарисовал на нем ангела, держащего одежды и хотя был еще юношей, выполнил его так, что ангел Леонардо вышел намного лучше фигуры Верроккьо. Ангела изображен спиной к зрителю, его председатель обращена в профиль, движение тела в пространстве естественный. Светотеневая лепка объемов кажется особенно мягким по сравнению с жестким рисунком фигур Иоанна Крестителя, Христа, ангела справа. Вглядываясь в пейзаж, можно заметить фрагменты, выполненные в разных живописных манерах: очертания гор призрачные, тогда как пальма, скалы, деревья, утка летит, якобы очерченные четкой линией. Ангел, стоящий на коленях, далекий пейзаж в картине Верроккьо — это самые ранние фрагменты живописи, выполненные рукой молодого Леонардо. Работая вместе с учителем, начинающий художник превзошел его, добившись качественно новое звучание образов — глубокой поэтичности. К этому же времени (1473) принадлежит первый подписанный и датированный произведение Леонардо — рисунок «Вид на долину Арно вблизи Пизы».

В 1472 году Леонардо поступил в обществ святого Луки, которое объединяло художников. Художник начал самостоятельную деятельность, однако связь с учителем он поддерживал до конца 1470-х годов. Среди людей, с которыми молодой мастер общался в то время и имена которых встречаются в его записях, — автор нескольких учебников по арифметике Бенедетто дель Абако; математик, астроном, врач и географ Тосканелли; гуманист, архитектор. автор трактатов о живописи, скульптуре и архитектуре Леон Баттиста Альберти. В первый флорентийский период Леонардо напряженно работал как живописец, — «Благовещение.,» Портрет Джиневры Бенчи «,» Поклонение волхвов «,» Святой Иероним «,» Мадонна Бенуа «,» Мадонна с гвоздикой "созданы в 1482. Многие его картины потеряно для потомков, — Джорджо Вазари описывал целый ряд работ Леонардо, которые не дошли до нашего времени.

Пожалуй, наиболее ранней работой, которую Леонардо выполнил вполне самостоятельно, является «Благовещение», Евангельская сцена обарвлена ​​светской осяйнистю: ​​юный архангел Гавриил благоговейно кланяется Марии его тонкий профиль обрамляют тугие завитки элегантной прически. Легкий взмах крыльев продлен плавной линией руки, и это движение находит ответ в жесте Марии: правая рука ее лежит на пюпитре, всплеск левой завершает духовной диалог между персонажами. Герои Евангелия живут в мире прекрасном и одновременно реальном, — ковер травы украшенный цветами, изображенными с подлинность ботаника; глубину сценической площадки утверждено ракурсом резного саркофага, ритмичным рустом здания; переднюю просто: рва зону завершают четкие силуэты кипарисов, и за ними, вдали открывается пейзаж — водное пространство, город на берегу, башни, маяки, и над всем возвышаются окутаны туманами горы.

Уже в первых произведениях молодой, двадцатилетний художник достиг выразительности в передаче пластики движения, которой было приобретено благодаря постоянным анатомическим штудиям Леонардо восторженно изучал тектонику человеческой фигуры, стремился изобразить ее так, «чтобы драпировки не заслоняли движения». В 1470-е годы он рисовал углем и серебряным карандашом на бумаге, а темперой — на холсте драпировки тканей, вторили телу человека. Как рассказывал Джорджо Вазари, Леонардо не только «много упражнялся в рисовании с натуры»; он чтобы иметь возможность вдумчиво штудировать мотивы драпировок; изготовлял мoделi фигур, «надевал их в мягкие, пропитанные глиной куски тканей». Пример подобной работы — создана в процессе сбора материала для картины «Благовещение» штудия драпировки, хранящейся в Лувре.

Художники эпохи Возрождения творили в рамках религиозной живописи, однако отражали в нем конкретные впечатления от окружающей действительности. Единственным светским жанром, завоевал право на существование еще в XIX веке, был портрет. К нему Леонардо обращался на протяжении всей жизни; его портреты свидетельствуют о постепенном постижения сложной жизни природы и человека. В «Портрете Джиневры Бенчи» внимательный взгляд молодой флорентийки, пейзаж с зеркальной гладью озера создают приподнятое и загадочный образ. Лицо модели обрамлен кольцами кудрявых волос; подобным образом воды соседствуют с пушистой хвоей можжевельника. Можжевельник — по-итальянски ginepro — намекает на имя модели. На обратной стороне доски его изображение повторяется: ветка можжевельника совмещенная с венком из лавра и пальмы — вероятно, это эмблема Джиневры. Переплетение стеблей срезано снизу — значит, формат картины предварительно был другим, на фронтальной стороне был изображен руки модели; штудии которых, возможно, есть рисунок из собрания Королевской библиотеки в Виндзоре.

Мир человека мир природы, взаимопроникающие, единственные, которые составляют безграничный вселенная, были источником творческих импульсов для интеллекта, воображения людей эпохи Возрождения. Человек, свободен в своем волеизъявлении, стремился постичь тайны природы, этой «учительницы учителей». Преодоление статики, гармония как следствие вечного движения, работа ума и сердца, выраженная в мимике человека, положении тела в пространстве, — вот, круг вопросов, ответы на которые Леонардо стремился найти, все время наблюдая, делая штудии, зарисовки. В каждой картине мастер ставил перед собой новые задачи, расширяя возможности живописи как средства отражения мира во всей сложности и полноте его бытия. Рисунки, которые он выполнил в конце 1470-х годов, варьируют и развивают композицию «Мадонна с младенцем». Леонардо меняет в них позы персонажа и предмет, связывает фигуры. 3беригся лист из тетрадей художника (Флоренция, Уффици), в правом нижнем, очень поврежденном углу которого есть запись: «. Ния 1478 начал две девы Марии». И эту строку, и целый ряд набросков исследователи связывают с картиной эрмитажного собрания «Мадонна Бенуа».

Юная улыбающаяся мать держит цветок крестоцветных (символ крестных мук Христа), младенец смотрит на цветок и тянется к ней ручками.

Перекрестные взгляды и жесты объединяют две фигуры так, что они кажутся неразрывными. Лицо Мадонны выражает живую радость, материнскую нежность. Улыбка, озаряет лицо, впоследствии станет излюбленным приемом Леонардо. Полное преодоление внутренней и внешней скованности в решении образов — главная особенность. Мадонны Бенуа, и это выделяет картину из общего потока флорентийского искусства XV века. И в то же время мастер связан с XV веком, с его характерными решениями. Художники того времени в многочисленных мадоннах воплощали индивидуальные представления о земной женскую красоту. Леонардо также создал образ, полный конкретной достоверности: перед нами флорентийка, причесанная и одетая по моде второй половины XV века — волосы, заплетенные в косы, открывает и подчеркивает высокий лоб, легкие пряди ниспадают на плечи, воротник зеленой платья обшит золотой тесьмой, на груди — брошь из горного хрусталя в обрамлении из мелких жемчужин (подобную брошь можно увидеть еще в двух картинах Леонардо да Винчи — в «Мадонне с гвоздикой» и «Мадонне в гроте», а также в произведениях Вероккйо и художников его круга). Крой рукава, широкого, с мягкими складками в предплечье и узкого В запястье, также отражает моду XV веке. Особенно любовно изображен цветок — центр композиции; светлые лепестки цветка четко вырисовываются на фоне окутанного глубокой тенью платье, к ней обращены взгляды Мадонны и младенца. Переплетение рук вокруг крестоцветных — это и композиционный и смысловой центр картины, символизирует единство матери и ребенка. В картине.Благовещения., В Портрете Джиневры Бенчи, расположение фигур фронтальное. А в «Мадонне Бенуа» позы матери и ребенка представлены в необычном для искусства XV века сложном трехчетвертные развороте. Тот же мотив, который убедительно передает положение тела в глубинном пространстве (одна нога пересекает плоскость картины, а вторая чуть поднята и согнута в колене), встречается еще в нескольких произведениях художника: в картинах «Поклонение волхвов.» Святая Анна и Мадонна с младенцем », в рисунке, который Карло Педретти относит к последним годам жизни Леонардо. Убедительно разработан мотив двух обращенных друг к другу фигур, женской и детской, создает настроение гармоничности и естественности чувств.