реферат
на тему:
Культура первобытного общества
Предпосылки возникновения человека как биологического существа. Периодизация и основные причины культурной эволюции человека. Итог первого этапа становления первобытной культуры. Картина мира в мировоззрении первобытных людей. Миф.
Предпосылки возникновения человека как биологического существа. Возникновение мышления начинает появление человека разумного около 1 млн лет назад питекантроп (Гомо эректус). Время возникновения первобытного общества — предел среднего и верхнего палеолита (150-35 / 35-10 т гг. До н.э.). Современный человек окончательно сформировалась около 40 тыс гг. Назад.
Признаки «настоящего человека»: формируется и морфологически структурируется мозг, закрепляется прямая походка, получают развитие конечности особенно пальцы рук, начинается формирование коллективного опыта познания мира. Формируется речь, воля, общество. Те существа, которые лучше реагировали на знаки (язык), которые лучше ее освоили, те выживали. Определение языке приобретали прежде те ситуации, действия, предметы, которые имели преимущественное значение для выживания.
визитки
Соответственно, выживали те лица, которые лучше ориентировались на языковые знаки, то есть адаптированы к ситуации коммуникации. Таким образом, в происхождении культурной эволюции главным является семиотический процесс (коммуникация, определение, формы знакового поведения). Именно он обеспечивает воспроизведение эффективных типов поведения, деятельности, жизни. Итак, с позиции теории культурной эволюции основной причиной возникновения культуры является необходимость адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем возникновения новых форм, технологий, продуктов деятельности, передачи следующим поколениям путем обучения и подражания, хранения и передачи информации, селекции актуальной информации и ее накопление ( а не замена), которое ускоряет эволюцию. Характер информации другой: не рефлексы и инстинкты, а знания накопленные оформляются в науку, искусство, мораль, материальные объекты. Результатом стал 1) развитие мышления и осознания причинности связей 2) организация сообщества. Сервис, их усовершенствования, развили мораль: приоритет умелости над силой = культурная эволюция. Культурная эволюция — не биологическая эволюция. Культурная эволюция присуща только человеку и состоит в других способах передачи информации следующим поколениям.
Итог первого этапа первобытной культуры Первобытная культура существовала ок. 40 тис.рокив. Первобытность составляет сущность жизни определенных народов и в современном мире. Память об архаических пласты культуры сохраняется и в нас самих. В кризисных ситуациях человек возвращается в первоначальные состояния своего существования, когда ею руководили родовые и неподвластны личности силы, и тогда ужасающие инстинкты выходят наружу в поступках, настроениях, взглядах. Мир детства во многом миром первобытности.
Занятия людей приводят к формированию структуры общества, орудий, новых социальных отношений, морали.
От привласнювального типа культура переходит к производящему типу, накапливает опыт, закрепляется передача информации на языке, возникают стали поселения.
. Состояние культуры общества на заре культурной эволюции имел следующие признаки:
 — освоение передачи орудий и опыта следующим поколениям
формирование примитивной коммуникативной речи
 — освоение передачи норм поведения табу
 — возникновение мифологии < br /> — возникает передмагия
Картина мира в мировоззрении первобытных людей. Картина мира в воображении первобытных людей нами не может быть реконструирована достаточно полно. Характер жизни и обычаи были подобными в различных регионах земного шара, поэтому можно говорить об общих тенденциях и явления духовной жизни первобытных людей. Все же на основании сравнения образцов первобытного искусства Европы и примитивов сохранившихся до сих пор первобытных племен можно предположить, что древние европейцы были намного витальниши.
Главной структурной осью сообщества были родственные (по крови) отношения в племенах и родах и мир, который окружает человека — небо, земля, солнце, деревья, воды, животные — в воображении человека тоже одна большая община, связанная родственными отношениями. Действительность — живой организм, а человек — часть его, отсюда переноса внутренних черт индивида на внешний мир. Все — одушевленное, живет по законам человеческого рода. Первобытные представляли очеловечивания мира и отождествление сил природы с человеческими действиями и объектами. Одушевление грозных природных сил роднило их с человеком, давало ощущение защищенности, поскольку делало договариваний с ними, их улеслювання и запугивания. В первобытных времен палеолита не было общих понятий. Сходство вещей, их представления, происходила от их родства. Изображение предмета означало владение им.
Процесс жизни в ранней первоначальной сознания (уборочно-охотничье сообщество) — это хаос, тьма, неструктурированность, несформированность (вода, бездна, пропасть, несущие гибель и с чего одновременно рождаются вещи мира).
Космос — в позднем развития культуры — это расчленение, упорядоченность, структурированность, воплощенные в образах земли и неба, света, горы, камня. В процессе эволюции сознания происходит членение первоначальной свитомодели по бинарным принципу: верх — низ, правое — левое, свое — чужое, мужчина — женщина; позже — по тройному принципу: верх — середина — низ. Это противопоставление предполагали и самосознания себя — человека (середину). Состоялось горизонтальное членение цьогобичного мира на четыре стороны света. Вертикальное членение мира предусматривало сакральное, человеческое земное (профанное), что воплощалось в образе дерева, горы и столба, мировое дерево как символ плодородия, Богини-Матери. Символ нашел воплощение в более поздних орнаментальных вазонах, веточках на вышивке, манжетах и ​​воротниках рубашки как пределах телесной сферы человека (как внутренней сферы во внешних оболочках структурированного мира). Дом — отделен от природы пространство бытия как внутренняя сфера бытия человека. Идолы как обозначения центра в мифическом пространстве, точка начала отсчета ценностей. В приближении к ней — связь с родом, сообществом как целым. В отдалении — разрыв, опасность. Нижний мир — сила предков, средний мир людей, верхний мир богов. Ощущение времени как повторение циклов можно наблюдать в круговых формах узоров, круговых календарях на керамических сосудах трипольской культуры: время исчезает, растворяется в вечном повторении. Именно это давало первобытному человеку чувство уверенности, радостного возвращения к уже знакомому, привычного, избавляло от неизвестного будущего. Человек был растворенной в коллективе рода и направляла взгляд в прошлое, придерживалась несгибаемого подражания традиции коллектива. Изгнание из коллектива лишало ощущение принадлежности целом, отнимало смысл существования. В то же время