Нестор рассказывает легенду о апостола Андрея Первозванного, его путешествие по Днепру, предсказания на Киевских горах, где должен быть построен Киев. Этой легенде Нестор оправдывал принятия на Руси христианства, завещал, мол, один из апостолов Христа. Летописец приводит здесь интересную бытовую деталь из путешествия Андрея по Руси: в Новгороде Андрей увидел бани и очень удивился, что здесь имеют обыкновение мыться в банях и мучаются, ударяя себя вениками. 4 В «Повести» расширен легенду древнейшего сведения о трех братьев основателей Киева. Нестор вносит в нее полемический элемент, опровергая утверждение, будто Кий был простым перевозчиком. Нестор доказывает, что Кий княжил в своем роде, его с большими почестями принимал греческий царь. Возвращаясь из Греции, Кий на Дунае основал городок Киевец. 5 Эта легенда выводила княжескую власть на Руси с старинного русского рода, идеологически утверждала ее.

Первая 6360 (852) год в «Повести» стоит после рассказа о хазарской дани. 6 В этом году в Византии начал царствовать Михаил. Нестор высчитывает основные даты библейской, византийской и русской истории, говоря, что дальше «по ряду положим числа». И события дальше систематически излагаются по годам.

адвокат по уголовным делам
Во многих случаях год поставлена, а запись отсутствует. Очевидно, это должно означать, что летописец не знал ничего о событиях этих лет и оставлял место для работы своих преемников или в эти годы не было достойных событий.

Во 859 862 годами Нестор рассказывает о приглашении варяжских князей на Русь. 7 Варяги из-за моря брали дань с чуди, словен, мери и кривичей. Но славяне прогнали их, отказались выплачивать дань. Но вскоре начались распри, восстал род на род. Словене решили поискать себе князя, который бы правил ими и судил по правде, пошли к варягам за море и сказали: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней имеется, да поидете княжит и володети нами». Три брата-варяги со своими родами пришли на Русь и стали княжить Рюрик в Новгороде, Синеус в Билозери, а Трувор в Изборске. Вскоре Синеус и Трувор умерли, и вождь остался один Рюрик. 8 С тех пор от варяжского слова «русь» и стала называться русская земля. Два воеводы Рюрика Аскольд и Дир по дороге в Константинополь остановились в Киеве и стали там княжить.

Чем же объяснить факт, что Нестор, пламенный патриот земли русской, вывел княжеский род и само название Руси от иностранцев-варягов? Теорию единого княжеского рода, сформулированную Нестором, было направлено против княжеских распрей, мы находим уже в древнейшем своде. Отстаивая единство русской земли, Нестор доказывал, что она имеет своих князей из единого рода, поэтому негоже им теперь воевать между собой. А то, что Рюрик был варягом, для Нестора не имело существенного значения. Средневековая историческая традиция все славные княжеские роды выводила от иностранцев, в частности от древних греков и римлян. Следуя этой традиции, Нестор вывел русский княжеский род от варягов, которые, как политическая сила, к тому времени уже потеряли свое значение и не представляли никакой опасности для русского государства. Возможно, что Нестор умышленно придумал «норманскую» теорию, чтобы подчеркнуть независимость Руси от Византии. Отечественная историческая наука опровергла научную несостоятельность теории норманнского происхождения первых князей на Руси.

Нестор значительно расширил немало рассказов своих предшественников, предоставив им художественной формы. Так, древнейшее сведения передает весть о смерти Олега очень лаконично: «Иде Ольг Новугороду и отьтуда за море, и уклюну и змия в ногу, и с того умьре». 8 В «Повести» этот эпизод перерос в целую легенду о смерти Олега от своего коня. Нестор превратил его в живую рассказ, которой заканчивается цикл полулегендарных переводов, связанных с именем Олега.

Несколько интересных рассказов Нестор поместил в Владимировом цикле. Под 992 годом записано рассказ о единоборство русского юноши с Печенижина. 9 Во время встречи на реке Трубеж полков Владимира и печенегов никто не решается перейти реку. Печенежский князь предложил Владимиру решить встреча поединком двух сильнейших воинов. Долго Владимир не мог найти воина, который смог бы драться с Печенижина. Наконец к князю подходит один старый воин и говорит, что у него дома есть сын, такой сильный, что когда он мял кожу, то разрывал ее руками. Парня привели и решили испытать, выпустив на него разъяренного быка. Юноша вырвал у быка кожу с мясом, сколько захватила рука. Печенижин, «велик и страшен», начал смеяться, когда увидел среднего роста противника. Юноша задушил Печенижина. Печенежское войско было разгромлено. На месте битвы Владимир заложил город Переяслав, «зане перея славу отрок во», а юноши и его отца наделил почестями. 10

Опираясь на народные предания, Нестор внес в «Повести» рассказ о четвертой мести Ольги над древлянами. От каждого двора в Искоростене Ольга потребовала по голубю. Привязав к ногам голубей зажженный трут, слуги Ольги выпустили птиц. Голуби полетели в свои гнезда и подожгли Искоростень со всех сторон. 11

Нестор ввел в летопись также документальные материалы четыре договора русских князей с греками договоры Олега 907 и 911 г..., договор Игоря 945 г... и договор Святослава 971 г... 12 Трудно судить, договоры эти внесены в «Повести» полностью или только частично, но подлинность их не подлежит сомнению. Договоры с греками является важными историческими документами.

Нестору принадлежат три оригинальные произведения, вошедшие в «Повести». Это рассказы о переносе мощей Феодосия (1091), о нападении половцев на Печерский монастырь (1 096) и о походе Святополка с другими князьями против половцев (1 107). 13

Последнюю часть «Повести» Нестор писал на основе собственных наблюдений. Видимо, она претерпела коренной переработки под пером Сильвестра, поскольку политические симпатии и задачи Сильвестра были противоположные Нестерова. Сильвестр не внес в «Повести» новых исторических фактов, доведя ее хронологически, которые Нестор, в 1113 14 Он только переделал рассказ о событиях последних лет, проявив при этом свою приверженность Владимира Мономаха.

Очевидно, составителю третьей редакции «Повести» (1118) принадлежит двое рассказов о северных страны. Он имел ввести сюда еще и рассказ попа Василия об ослеплении Василька Теребовльского и «поученье» Владимира Мономаха. 15

Рассказ об ослеплении Василька отражает один из самых драматичных эпизодов древней русской истории. Поп Василий был очевидцем событий, поэтому рассказал о них очень подробно и с большой художественной силой. Он обрисовал трагическую для русской земли картину княжеских усобиц конца XI в., В которых принимают участие также половцы, поляки и венгры. Сразу же после Любечского съезда, где был установлен мир между князьями, один из князей Давид Владимирский замышляет зло против Василька. Он подстрекает против Василька киевского князя Святополка. Обманом они схватывают Василька и ослепляют. 16

Узнав об ослеплении Василька, Владимир Мономах ужаснулся и сказал: «Сего НЕ бывало есть в Русьскеы земьлы ни при дедех наших ни при отцих наших сякого зла». 17 Владимир беспокоится о будущем русской земли, пытается сгладить зло, которое принесли княжеские распри

«И ту Абьей посла к Давиду и к Олговы Святославичема, глаголя:» Поиде-ета к Городца, да поправим сего зла, Реже ся создай это в Русьскеы земьлы, и у нас, в братьи, следовательно ввержен в ны ножь, да еще сего не прав, то большее зло встанет на нас, и начнет брат брата закалаты, и погнбнеть земля Руская, и в разы наши половцев пришедше возмутим земьлю Русьскую ". 18