откровения.
Религия материализуется также в религиозных организациях — объединениях последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Религиозные организации выполняют широкий круг функций, главными из которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирования культовой деятельности, разработка и пропаганда вероучения, обеспечения целостности организации.
Религиозные организации могут выполнять и нерелигиозные функции (политические, правовые и др.), что помогает религии сохранять свои позиции в социальном и духовной жизни общества.
На практике иногда смешивают элементы религии или выдают одно за другое. Скажем, известные определения «религия есть опиум народа», «религия — один из видов духовного гнета» или «орган буржуазной реакции» касаются политики и функций церкви в далеком прошлом. Однако мы не можем отнести их к современности, к каждому из элементов религии; скажем, нельзя трактовать Библию — выдающееся произведение духовной культуры человечества — как «опиум».
Хотите приобрести билеты онлайн по отличным ценам? Заходите на https://proizd.com.ua/ и заказывайте уже сейчас!
Нельзя также назвать современные церкви, религиозные общины в нашей стране «органами буржуазной реакции».
Перенос оценок элементов религии, которые выносились в прошлом, на религию и церковь в новых социальных условиях может привести (и приводило) к нежелательным, даже трагических социальных последствий.
Таким образом, религиозные представления, настроения, действия и организации составляют единый религиозный комплекс, все элементы которого неразрывно связаны между собой, а также с конкретными социально-политическими условиями жизни нашей страны.
3. Библия — самая выдающаяся достопримечательность и источник развития мировой культуры
Библия — выдающийся памятник христианско-иудейской культуры. Библия представляет собой собрание религиозных произведений, написанных на протяжении огромного исторического периода с XIII в. до н. е. по П ст. н. е. Она состоит из двух частей: Ветхого и Нового заветов. Слово «завет» означает «завет», «установка», «совет». Иудейская религия признает за святую только первую часть Библии, то есть Старый (или Ветхий) завещание; христианская считает святой, за исключением отдельных книг, всю Библию.
Библейские книги, которые христианство признает «богодуховеннимы», в свое время были канонизированы церковью. К числу канонических книг относятся: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книги Экклезиаста, Исайи, Иеремии, четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Откровение Иоанна Богослова и др.
В состав Библии также входят ряд книг, которые церковь не считает каноническими, но признает полезными. К ним относятся вторая и третья книги Ездры, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, книги Маккавеев. Неканоническими есть и некоторые фрагменты канонических книг.
К Библии не входит апокрифы, которые церковь отвергает как поддельные и еретические. Причиной невключения многих произведений раннехристианской литературы в состав Библии была борьба в первые века существования христианства между различными сектами и группами. Многочисленные течения в христианстве обосновывали свои вероучения ссылками на откровения и Евангелия, которых насчитывалось в то время несколько десятков. Церковь вела жесткую борьбу против так называемых еретических толкований «священного писания» и прилагала усилия к искоренению апокрифической литературы. Более 200 ветхозаветных и новозаповитних произведений отнесены церковью к апокрифических, среди них: книга Еноха; заветы 12 патриархов; апокалипсисы Ездры и Варуха; восхождение Исаив; евангелия Аппелеса, Варнавы, Варфоломея, Иуды, Манифеив, Сирийцев, Василида и др. Несмотря на усилия церкви по искоренению апокрифической литературы, много книг сохранилось до наших дней. Они имеют большое значение дл изучения борьбы различных общественных групп и исследования экономического, религиозного, философского, нравственного и этического жизни того времени. Состав Библии утвержден 364 г... На Лаодикейському соборе и дополнен Апокалипсисом (или Откровением Иоанна Богослова) в 692 г... На Константинопольский соборе.
Формирование библейских книг иудейской и христианской религии продолжалось тысячелетия. Отдельные элементы Ветхого завета возникли задолго до того, как сложились библейские книги. Древними фрагментами является песня Деворы из Книги Судей, похоронная песня Давида по поводу смерти Саула и Ионафана из второй книги Царств. В книгах Ветхого завета получили религиозное осмысление события из жизни древних еврейских племен — их хозяйственные занятия, социальные процессы, войны и походы, в которых они участвовали.
Образование древнееврейского рабовладельческого государства выдвинуло перед господствующими классами задачи литературного оформления тех религиозных представлений и мифов, которые давали возможность обобщить и оправдать существующие порядки. Библия описывает царствования первого царя Израиля Саула, его преемника Давида и выделение при их правлении бога Яхве в центральную фигуру иудейского пантеона. Особенно подробно описано строительство в Иерусалиме при царе Соломоне (X в. До н. Э.) Храма Яхве, который должен был стать символом единства и гармонии «всех сынов израилевых».
Религиозно-правовым актом, направленным на окончательное внедрение культа Яхве, стала основная часть Второзакония — Книга закона, которую якобы найдено в Иерусалимском храме царем Иосиею. Фактически Книга закона была написана в связи с необходимостью осуществления религиозных реформ с целью укрепления царской власти за счет усиления позиций судейских и жреческих корпораций. Активными сторонниками реформаторских начинаний Иосии были жрецы, среди которых мог быть и Иеремия, по имени которого названа книга. В ней содержатся страстные призывы отказаться от других богов и во имя вечного спасения обратить свое сердце к Яхве. Исследователи Библии доказали, что предсказания Иеремии изъяты и собраны из разных летописей и скомплектованы так, чтобы содержание их оправдывал и освящал внедрения порядков, которые сдавали большие материальные и религиозно-политические выгоды храмовым жрецам во главе с царем, которые правили обществом.
Однако ни царь Иосия, ни пророк Иеремия, ни жрецы не смогли привить народу мысль о верности единому богу Яхве. Это произошло гораздо позже и было вызвано другими историческими событиями. 586 до н. Э. е. войска вавилонского царя Навуходоносора напали на Иудейское царство, уничтожили Иерусалимский храм, вывезли в Вавилонии правящих сановников, жрецов и часть народа. Жрецы Иерусалимского храма поставили перед собой задачу зафиксировать в связном виде основы вероучения Яхве, распорядок, правила и ритуалихрамового культа, правила поведения в быту, многочисленные запреты, касающиеся пищи, одежды, смешанных браков. Все это было направлено на консолидацию еврейской народности на религиозной основе, преодоление тенденций к ассимиляции иудеев.
Собрание этих материалов жрецы подали в пяти книгах Моисеевых под названием Тора. В них изложены жреческие представления о божественном создания Вселенной и человека, рассказ о далеких предков евреев и их потомков, о так называемом египетский плен израильтян и выход из него под предводительством Моисея, мытарства евреев в поисках земли «обетованной» и, наконец, о счастливом завершении всех несчастий благодаря постоянному покровительству Яхве «избранному народу». Отметим, что ветхозаветные мифы и легенды о создании мира и человека, грехопадение Адама и Йены, рождение и законодательной деятельности Моисея и многие другие, подобные древних шумерских, вавилонских, египетских, финикийских и хеттских легенд; следующая за Пятикнижием книга Иисуса Навина включает многочисленные тексты из тех же источников.
После вавилонского плена