подняться в последнем отчаянном усилии выражает трагическое величие суровой жизни.Ассирийская держава, оружием установив свое господство на огромной территории, способствовала распространению шумеровавилонськои письменности, религии, литературы, системы мер и весов, начал научных знаний по всем странам Передней Азии.
4. Культурные достижения Персии
К востоку от Месопотамии простирается большое Иранское нагорье "я, которое граничит на востоке с долиной Инда, на севере доходит до Каспийского моря, а на юге — до Персидского залива / у которой была расположена Персида / и Аравийского моря . Персы принадлежат к индоевропейской семье языков. В 558 гг. До Р.Х. создается независимая Персидская держава Ахеменидов, которая быстро усиливаясь превращается в гигантскую деспотию, включающий Вавилонии, Ассирии, страны Малой Азии, Египет, Палестину, Финикию, Сирию, народы Средней Азии. Война против греков привела Персию к катастрофе: в 330 гг. До Р.Х. Персидский деспотия была разрушена Александром Македонским. Народы, входившие в состав Персидской державы включаются в русло эллинистической культуры.
Цари Персии вели большую строительную деятельность: строились дороги, мосты, дворцы, храмы. Огромный размах достигал строительство дорог, которые были прекрасно оснащены.
товары для бани
Древнегреческий писатель Геродот, много путешествовал по Персии с увлечением описывает персидские пути, тщательно охранялись от разбойников. По дорогам можно было быстро перебрасывать большие военные контингенты из одного конца колоссальной деспотии в другой. В Персии конура организована регулярная почта — важные донесения доставлялись в столицу всадниками по принципу эстафеты. Геродот сообщает, что персидский царь мог есть в Сузах свежую рыбу, которую выловили в Эгейском море и доставляли эстафетой. Особенно срочные приказы передавались сигнализацией, огнем.
Покорив многочисленные народы с древней культурой, персы охотно воспринимали культурные достижения чужеземцев, однако не слепо, а приспосабливая их к своим потребностям.
Персы позаимствовали усовершенствованное ассирийское клинописное письмо, приспособив его к своему языку. На основе заимствованного клинописи они создали клинообразный алфавит. Этим письмом составлены древнеперсидские исторические и строительные надписи. Клинописью написан и большой Бехистунская надпись Дария I / 522-486 гг. До Р.Х. /. Длинная надпись на персидском, эламских и вавилонской языках, был манифестом в котором Дарий I сообщал о подавлении сепаратистских восстаний и восстановлении единства государства, стал тем ключом для ученых-языковедов в расшифровке языков народов Месопотамии.
Кроме языка персов объединяла единая религия. В период правления Дария I государственной религией становится зороастризм. Который был назван так по имени пророка Заратуштры / по гречески — Зороастр / — основателя религии поклонения огню ему приписывается создание священной книги «Авеста». Большинство исследователей считают, что Заратуштра — реальное лицо, которое со временем была обожаемая. Проповеди Заратуштры написаны на языке, еще более древний, чем язык, на котором составлены клинописные тексты персидских царей. Она близка к языку священных книг индейцев — языка Вед.
Эта религия зарождается в Средней Азии и оттуда проникает в Персию. Священный неугасимый огонь, почитание которого началось в первобытном обществе, когда люди еще не умели добывать огонь искусственными средствами, обожествлялся у многих народов.
Зороастризм — религия дуализма, которая предусматривает извечной борьбе двух начал — благого и злого. Зороастр учил, что все в мире является результатом борьбы света и тьмы. Ахура-Мазда олицетворял собой благое начало — добро, мир, огонь, земледелие. В своих надписях персидский царь Дарий I все победы приписывает благосклонности бога Ахура-Мазды / по-гречески Ормузд /. Ахуримазди противостояла злая сила Анхра-Майнью / по-гречески — Ариман /, который олицетворял собой зло, тьму, мрак, кочевой образ жизни. Каждый маздеист обязан способствовать победе добра над злом, света над мраком, оседлой жизни над кочевым. Этим он будет помогать победе Ахура-Мазды над Анхра-Майнью.
Нвступник Дария I, Ксеркс I / 486-465 гг. до Р.Х. / способами пытался укрепить культ Ахура-мазды как верховного божества и покровителя царской власти. Однако, многочисленные народы, которые были включены в состав Персидского деспотии, почитали местных богов.
Наряду с Ахура-Мазда в Персии обожествлялись также небесные светила, среди которых особую роль играл бог солнца — Митра. 3 культом Митры была связана вера в загробную жизнь, которая со временем получила очень широкое распространение, включая и Древний Рим.
В архитектуре и изобразительном искусстве ахеменидской Персии ощутимое влияние культурных народов, вошедших в Персидский государство: достижения вавилонян, ассирийцев, египтян, малоазийских греков переносятся в персидскую архитектуру и искусство, однако не механически, а с внесением традиций своих, оригинальных черт.
Архитектура дворцов явно напоминает малоазийскую, колонна заимствована из Египта. Рельеф на стенах пришел в Персию с Ассирии через Вавилонию. Оттуда же взят обычай украшать вход во дворец огромными статуями фантастических полулюдей-полуживотных / шеду-ламассу /. 3 халдейского Вавилона пришли к персам и глазурованные многоцветные изразцы.
Заслугой персов стало умение творчески перерабатывать все эти чужеземные художественные влияния и элементы в едином монументальном художественном стиле. Этот стиль особенно рельефно выраженный в архитектуре, скульптуре дворцов персидских царей. Архитектура и искусство Персии -прежде всего дворцовое, придворное. Персидские цари имели несколько столиц: в Персии — город Персеполь, Мидии — Эктабаны, в Эламе — Сузы, в Месопотаиии — Вавилон, которые украшались дворцовыми ансамблями, что размахом и роскошью превзошли все, что было создано до тех пор в Передней Азии. Сильное впечатление производит раскопанный археологами дворец Дария в Персеполе с залом царских аудиенций / ападана /, грандиозным залом в 100 стройных колонн с многокрасочной камней, является нововведением персидских архитекторов. Могущество персидских царей воплощена в знаменитом высокохудожественному изображении персидских воина-охранников царя, которых греки называли «бессмертными» / их численность всегда оставалась неизменной /, выполненном в технике орнаментации стены из эмалированных многоцветных кирпичей в Сузах / Париж, Лувр /, что свидетельствует о высоком уровне персидского искусства.
Итак, персы, вбирая элементы многих культур, определенным образом повлияли на развитие греческой культуры. Дуалистическое религиозное учение о постоянной борьбе двух первооснов — света и мрака — оказало значительное влияние на развитие греческой философской религиозной мысли, в частности на развитие пизньогрецького гностицизма.
На востоке Персия граничила с индийськимиплеменамы. В связи с военными походами персов в Северо-3ахидну Индию и увлечением области Гандхара / западный Пенджаб / между персидской и индийской культурами устанавливается некоторая взаэмодия, в частности в изобразительном искусстве. Во время археологических раскопок на северо-западе Индии были найдены скульптуры, свидетельствуют об определенном распространения греческого искусства на этой территории.
Итак, Персия стала тем звеном, сочетающей народы Южной и Передней Азии с высокой античной культурой.