1. Творческий метод в искусстве

Одним из важных понятий эстетического тезауруса, то есть совокупности понятий, есть художественный метод, который имеет многочисленные модели интерпретаций и толкований.

Самой корректной является определение художественного метода как средства познания действительности, в истории мировой культуры и искусства представлен двумя основными разновидностями (рис. 1.):

Рис. 1. Художественный метод

Понятие художественный метод и творческий метод нередко отождествляются.


бытовая техника

Основанием для такого отождествления является осознание их художниками и рациональная обоснованность Если творческий метод является характеристикой индивидуального творческого процесса, который может иметь определенные особенности и не сводиться к определенного художественного метода, то художественный метод является характеристикой конкретно-исторических особенностей художественного процесса и его следует рассматривать в одном ряду с понятиями художественная эпоха, художественное направление, художественное течение, художественный стиль, характеризующие художественный процесс в целом.

В новоевропейской философии проблему метода впервые нарушил Р. Декарт, в философском трактате «Рассуждение о методе» изложил принципы рационализма необходимость определения принципов или первооснов качестве исходного пункта научного познания. Эти принципы познания, опирающихся на приоритет разума, применяет и Н. Буяло для обоснования теории классицизма.

Появление понятия художественный метод во многом обусловлена ​​развитием теоретической рефлексии относительно художественного и творческого процесса, отождествлением искусства с наукой на основании понимания искусства как одной из форм познания действительности и созданием целостной эстетической теории Гегелем. Эта сознательная установка на исследование человека и общества средствами искусства из сферы эстетической теории заставляет художника так же сознательно относиться к тем специфических приемов творчества, которые ранее формировались интуитивно.

Термин «метод» применительно к искусству впервые принял И. В. Гете, однако активно его начинают использовать по «реализма» как определенного художественного направления, возникшего в европейском искусстве в 30 Сороковых годах XIX в. Именно для художников, представляющих это направление, был характерен осознанный подход к творческому процессу, в значительной степени связан с влиянием научного знания об обществе. Формирование исторического взгляда на человека и общество существенно сказывается на понимании самого человека, сущность, поведение, психология которой определяется конкретно-историческими обстоятельствами жизни. Итак, реализм как художественный метод предусматривал сознательную ориентацию изучения и воспроизводства социальной действительности средствами искусства. Начиная с Э. Золя, который теоретически обосновал специфику своего метода и определил его как натурализм, появление новых течений в европейском искусстве основном сопровождалась и появлением «художественных манифестов», в которых художники формулировали свое видение «отношения искусства к действительности» и обосновывали свои художественные и творческие методы. Разнообразие и принципиальное расхождение художественных течений модернизма и постмодернизма в определенной степени объясняются и возросшей теоретической самосознанием современных художников, которые самостоятельно определяют свои эстетические и теоретические основы.

Категория художественного метода была предметом острых научных дискуссий между советскими и западными эстетики (Р. Гароди) в связи с теорией так называемого социалистического реализма, которая была одной из самых идеологизированных в советской эстетике. В западной эстетике XX в. категория художественного метода не получила большого распространения в связи с появлением концепций интуитивной, бессознательного природы творчества, не руководствуется рациональными принципами, которые были характерны для модернистских художественных течений.

Признавая значимость интуитивных и подсознательных аспектов в творческом процессе, нельзя отрицать и наличие господствующих в конкретный исторический период, осознанных и рациональных принципов художественной деятельности. Очевидно, именно поэтому категория художественного метода остается важной характеристикой как художественного процесса в целом, так и творческой направленности отдельного художника. Еще одним важным следствием появления общеэстетического теории является то, что в условиях многообразия, ризностильовости искусства возрастает потребность в объективных условиях для оценки художественных произведений. В связи с этим появляется художественная критика, условием развития которой является наличие сформулированных теорией общетеоретических закономерностей по искусства, позволяющие оценивать художественные произведения по единым требованиям. Критик как профессионально подготовленный человек от имени общества выносит вердикт относительно творчества художника или отдельного произведения. Есть еще одна сфера эстетической культуры, функционирование которой напрямую зависит от содержания и уровня развития эстетической теории. Это система эстетического и художественного воспитания. Уже первый из истории человечества учение о гармоничного человека древнегреческая калокагатия непосредственно связано с античными представлениями о красоте. В соответствии с этим выстраивались теории об идеале человека и формировались определенные требования к обществу, выполнение которых должно было удовлетворить возможность реализации такого идеала. Итак, эстетические взгляды и теории, при всей сложности и неоднозначности их влияния на эстетическую и художественную практику, формируют комплекс опосредования между ними: художественный метод и связанную с ним систему теоретической художественного образования, институт художественной критики и систему эстетического воспитания.

Специфическим признаком художественного метода является его способность к развитию и трансформации. Так, П. Пикассо и С. Дали начали свой творческий путь в рамках школы классического испанской живописи, продолжая лучшие традиции Веласкеса, Риберы, Гоии, а впоследствии их имена получили статус символов двух противоречивых и интересных направлений XX в. кубизма и сюрреализма, сложившихся в рамках нереалистичной методологии.

Осмысление феномена художественного метода, с одной стороны, требует общественно-исторического контекста, а с другой порождает сопутствующие теоретические проблемы, непосредственно связанные с исследованием специфики художественного творчества, анализом мировосприятие, мироощущение художника и тому подобное. Именно комплексный подход к изучению проблемы художественного метода способствовать созданию целостной модели этого общетеоретического понятия.

Разработкой проблемы метода через анализ художественного творчества занимались античные философы Платон и Аристотель, теоретические модели которых можно считать предвестниками исследования нереалистичного и реалистического методов в искусстве.

Согласно позиции Платона, настоящие художники переживают «божественную емонацию" силу, «отнимает разум и делает их своими прислужниками», ведь через них «говорит сам бог». Таким образом философ настаивал на том, что художника нельзя научить творить, ведь этот процесс загадочный. Он не поддается логическому толкованию, и художники «совсем не знают того, о чем они говорят».

Платон интерпретировал творчество через интуитивно-бессознательное начало, лишенное рациональных компонентов. Поэтому можно сказать, что он непосредственно повлиял на формирование и развитие нереалистичного метода в искусстве. Ведь философы иррационалистичнои ориентации А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, А. Бергсон, которые признавали себя последователями Платона, оказали своими концепциями теоретической основы нереалистичным направлениям: футуризма, кубизма, абстракционизма, экспрессионизма, сюрреализма и т.д. (рис. 2.)

Рис. 2. Нереалистичный метод

Долгое время отечественная эстетическая наука и искусствоведение решительно возражали нереалистичный метод в искусстве, а художников, которые работали в рамках приведенных направлений, считали лишенными мировосприятия.

Однако выдающиеся представители нереалистичных течений были достаточно последовательными в своих мировоззренческих позициях и демонстрировали в произведениях личное отношение как к общефилософских, так и к конкретно-исторических проблем. В этом смысле большой интерес вызывает художественное наследие представителей экспрессионизма Э. Мунка (Норвегия), Ф. Кафки (Австро-Чехия), Г. Бенна (Германия), Ж. Руо (Франция), Р. Вине (Германия) и других, , опираясь на нереалистичный метод познания действительности, через систему соответствующих образов и символов, осмысливая общественно-историческую ситуацию периода между мировыми войнами, обращались к смысложизненных проблем человечества, в частности феномена смерти, интерпретируя их в своих художественных произведениях. Таким путем шли и представители «славянского крыла» европейского экспрессионизма В. Стефаник, Л. Андреев, О. Кобылянская, молодой А. Довженко, творчество которых балансировала на пересечении реалистического и нереалистичного методов.