Определение понятия «цивилизация»

< p> Еще в 1930 выдающийся французский историк Люсьен Февр, что является одним из основателей очень авторитетной среди ученых-суспильcтвознавцив школы «Анналы», как раз в начале ее существования посвятил эволюции значений дефиниции «цивилизация» специальную работу (этот труд называется "Цивилизация: эволюция слова и группы идей »).После тщательного исследования он утверждал, что данный термин впервые употреблен французским инженером мостов и дорог Н.А. Буланже в его книге «Старина, что обнаруженная в своих обычаях», которая в переработке выдающегося французского философа Поля Гольбаха была издана только в 1766, то есть после смерти автора (умер в 1759 г.). Эту дефиницию здесь использовано следующим образом: "Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизации завершенным после того, как народа выданные четкие и неоспоримые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательства как к цивилизации, удлиняется ".

Существует и такое мнение, что понятие «цивилизация» впервые было использовано во французской литературе маркизом де Мирабо в 1757 г., а в английском — в 1767 есть практически в одни и те же времена. Это свидетельствует о самом дух мировосприятие эпохи, требовала новой дефиниции.
киоты
И сегодня в слове «цивилизация» есть что-то магическое, завораживающее человека и создает в ее воображении необычную общественную модель, построенную разумно, с учетом всех необходимых потребностей социума, провозглашалось и в коммунистическом идеале.

Уже в 1819 термин «цивилизации» впервые используется как множество. Таким образом признавалась возможность многообразия вариантов цивилизованного развития народов. Выражение о «наследие всех предыдущих цивилизаций» появился тогда в книге «Старец и молодой человек» сейчас малоизвестного французского автора П. Балланше. В конце следующего десятилетия выходят книги «История цивилизации в Европе» (1828) и «История цивилизации во Франции» (1830) известного французского политика Гизо. С 1840 он фактически руководил всей политикой Июльской монархии, а с 1847 гг. — Даже возглавлял правительство своей страны, который через год был сброшен в ходе Великой буржуазной революции 1848 Еще через десяток лет выдающийся английский ученый Генри Томас Бокль течение 1857—1861 гг. Печатает свою двухтомный «Историю цивилизации в Англии».

Социокультурные системы Питирима Сорокина и Николая Хлебникова

Именно исходя из циклических закономерностей развития цивилизаций, обобщающую концепцию их культурно-исторических типов предложил выдающийся российско-американский социолог Питирим Сорокин. В сжатом виде он изложил ее еще в 1941 в своей знаменитой работе «Кризис нашего времени» — сокращенном и популяризированный варианте его фундаментальной четырехтомного труда «Социальная и культурная динамика»

Сорокин определил три типа суперсистем:

1. Умозрительная или спиритуалистическая, основанный на сверхчувствительной реальности;

2. Сенсуалистическая, признает чувственность источником и мерой всех вещей;

3. Идеалистическая, основанный на синтезе интуиции, разума и чувственности.

Названы суперсистемы существуют идеально, но исторически объективируются в материальных средствах удовлетворения потребностей людей.

Интересно, что предложенная Сорокиным типология суперсистем очень напоминает соответствующие теоретические выкладки другого российского ученого Николая Хлебникова, который еще в семидесятых годах XIX века, работая в Киеве, также выделил три типа цивилизаций: чувственную, утилитарно-реалистическую и идеалистически-религиозную. По классификации Хлебникова, каждый тип имеет в основе определенную ценностную (в его терминологии — «регулятивную») ориентацию. "Приоритетом чувственных цивилизаций являются материальные наслаждения, особенно чувственная любовь, что приравнивается здесь к высшему рода человеческих потребностей и санкционируется всеми формами пропаганды как культовый феномен. Даже Бог, которому все поклоняются «, по мнению Хлебникова,» способствует чувственности и соответствующим образом толкует регуляторы — добро, справедливость и право. Цивилизации этого типа регрессивные по своей природе. Индивидуализм и эгоизм, жажда иметь удовольствие любой ценой, и чем скорее, тем лучше, заключаются в их основе. Но преемственность в приверженности к наслаждению не гарантирует воспроизведение нации, наоборот, истощает духовные силы народа. Связь между поколениями очень хрупкий, и они легко оставляют историческую сцену ".

Цивилизации утилитарно-реалистического типа отличаются мобильностью и достаточно высокой устойчивостью существования, их было советское государство, а к ней — российская империя. Последняя после, казалось, гибели в 1917 возродилась в форме советской империи. Это указывает на большую вероятность нового подобного возрождения, тем более, что автократический стиль управления все больше утверждается не только в России, но и в большинстве постсоветских стран. Распад СССР состоялся. Но имперский дух в России не погиб, и пройдет еще не одно десятилетие, пока утихнут российские великодержавные амбиции и связанные с ними претензии на земли соседних стран. Вот, почему сегодня для самосохранения Украины так важно сделать все, чтобы посягательство имперских сил в России не материализовались за счет украинской территории и расположенных в ее пределах лучших хозяйственных объектов. В этом контексте делимитация российско-украинской границы требует срочного решения, несмотря на противоречия вокруг статуса приграничных водных акваторий Украины в бассейне Азовского моря.

Место Украины и России в новом мировом порядке цивилизаций

Практически каждая из центрально- и восточно-европейских стран, включая Украину и даже Россию, стремится к интеграции в Европейский Союз, что может выполнить роль коллективного мирового лидера. Учитывая все вышесказанное и то природный фактор, на украинской территории расположен географический центр Европы, именно персонифицированное сближение Украины с ЕС является приоритетным направлением ее геостратегии постепенного вхождения в европейскую цивилизацию.

Этому должно способствовать и геоэкономическое положение Украины. Ее территории, как известно, традиционно проходили торговые маршруты трансконтинентального значения, от активности функционирования которых зависела динамика развития экономики того государства, в состав которой входила Украина. Сегодня аналогичные пути называют транспортно-коммуникационными коридорами, должны носить преимущественно транзитный характер. Ведь согласно результатам исследований английского института «Рэндел», в Украине лучший коэффициент транзитности в Европе, но степень его использования очень низкий. Это хорошо видно на примере вертикальной составляющей «большого креста» (т.е. "Пути из варяг в греки»), главная транспортная артерия которой — Днепр — сейчас почти замерла. Горизонтальная его составляющая — «Великий шелковый путь» из Европы через Украину и Россию в восточном и юго-восточном направлениях — ведет к мощной Японии, по темпам экономического роста была в 60-70-е годы ХХ столетия мировым лидером, и Китая, вместе с «поголовьем азиатских тигров» изменил ее в этой роли в 80-90-е годы, когда многие развитых стран, и особенно страны СНГ в девяностые годы, переживали глубокий системный кризис. Именно осознание кардинальных изменений во всех сферах жизни на рубеже не только веков, но и тысячелетий приводит многовекторный характер геостратегии Украины в постбиполярной мире, существенной компонентой которой является украинский-российские отношения, которые оказывают значительное влияние на общую геополитическое и геоэкономическое ситуацию в стране.

Особую важность приобретает роль Украины в геополитическом противостоянии планетарной демократии возрождению Российской империи, под названием «Советской» недавно угрожала всему миру. И хотя еще в середине ХХ века выдающийся русский философ Георгий Федотов отмечал, что «в современном мире нет места Австро-Венгрии» и другим старым империям, не следует забывать о предостережение Збигнева Бжезинского, которую он впервые высказал в 1994 году. По статье «Преждевременное партнерство „-“ Невозможно достаточно решительно утверждать, что без Украины Россия отказывается империи, но Украина, ангажированной и затем подчиненной, Россия автоматически становится империей »- и развил позднее в книге» Великая шахматная доска ". Ведь более трех веков назад Российская империя началась именно с «воссоединения» с Украиной. А с провозглашением украинской независимости девять лет назад, по определению, сделанным тогда в «Московских новостях» Глебом Павловским: "Прекратилась Россия — имперская уния, создана династией Романовых из Московского царства и Гетманской Украины. Если не злоупотреблять историческими претензиями, сегодня в Европе существует, как минимум, две российские государства: российско-московская и Украины-русская ".

Вот почему политика самосохранения и самоутверждения Украины, прежде всего на постсоветском пространстве, становится особенно важной в отношениях с Россией. Тем более, что некоторые представители политического истеблишмента РФ считают, что «Россия скорее пойдет на глобальную дестабилизацию всего постсоветского пространства и на развал Украины» (Андроник Мигранян), и обосновывают геополитическую декомпозицию последней, исходя из того, что "существование Украины в нынешних границах и со статусом «суверенного государства» тождественно задаче страшного удара по геополитической безопасности России, равнозначно вторжению на ее территорию "(Александр Дугин). Но цитируемые московские профессора, один из которых — тогдашний член Президентского совета РФ, а второй — автор первого русскоязычного учебного пособия по геополитике, не является здесь исключением. Так, бывший председатель комитета по геополитике Государственной Думы России Алексей Митрофанов на слушаниях, посвященных обсуждению широкомасштабного договора Украины с РФ, 3 марта 1998 от имени фракции ЛДПР выступил с заявлением: «Дело в неприятии принципиальном: нема государства» Украина ". Нету для общества »