Особого внимания заслуживает серия эллинистических известняковых надгробий — полуфигур и бюстов, которые составляют оригинальный тип памятников . Мужские и женские образы имеют портретный характер четко выраженные черты. Женские фигуры изображались в фас в высоко подпоясанных хитонах и гиматии, навязанных поверх головы. Мужские изображения немногочисленные, но разнообразнее.
работа в воронеже свежие вакансии за сегодня
Трактовка одежды было схематизированном.

Большую популярность имели сцены прощания мужчины и женщины в сопровождении слуг, родственников, воина, всадника. В центре — главный герой, который уже находится в потустороннем мире и поэтому выделяется среди всех других как размерами, так и пышными атрибутами.

Во всех городах были распространены традиционные надтрунни стелы малоазийского происхождения с изображением потусторонней трапезы. Человек в них всегда лежал на каком ложе с бокалом или рогом изобилия в руке, женщина сидела в кресле, рядом стоял столик с вином и едой и мальчик-слуга.

С ольвийских надгробий, которых сохранилось очень мало, интересной является двухъярусная стела Стратона, сына Протомаха (II в. н.э.). В верхней части — всадник на коне, перед ним стоит мальчик с собакой; в нижней — традиционная потусторонняя трапеза. Мужчина подает гроздь винограда ребенку, который сидит на руках у женщины. Фигуры непропорционально тяжелые, схематизированные костюмы и некоторые детали, но в целом сцена создает впечатление идеального семейной жизни.

Значительное количество портретов, которые найдены не только на Боспоре, относится к пизньоеллинистичного и римского времени. Искусство портрета развивается со все большим использованием достижений римского портрета и его средств, с достаточно яркой индивидуальной характеристикой. Это прежде всего небольшой бронзовый бюст царицы Динамии. Статуя II в. н.э. с Горгиппии дает представление о реалистичный образ знатного боспорца — правителя этого города Неокла. Под тяжелыми складками плаща проступает худое тело. В показе умного лица, выразительных глаз, полуопущенных век и пышных волос использованы средства римского портрета.

С эпиграфических памятников известно, что в Ольвии стояли статуи римских императоров Каракаллы и Геты; скульптурное изображение местного деятеля Феокла было установлено в гимназии. По своему назначению ольвийская портретная скульптура не имела жанрового характера — она ​​могла служить надтрунною или мотивного достопримечательностью. Особенно интересны портреты женщин с ярко выраженными индивидуальными чертами, характерными для девушек прическами и выражением наивности в глазах и пожилых женщин в покрывалах с задумчивыми печальными глазами.

Большой, более 2м высотой, мраморная статуя была установлена ​​в Тире во II в. н.э. Она изображала какого военно-политического деятеля, вероятно, Адриана, который, проводя свою политику в Подунавье, придавал большое значение этому городу. Он стоит в военном узорном панцире, кожаных сапогах и украшенном растительным орнаментом одежде.

Декоративная скульптура в городах Северного Причерноморья не имела широкого распространения. В рассказе Геродота о скифском царе скила есть свидетельства, что его дом в Ольвии был украшен скульптурами грифонов и сфинксов. Монументальные статуи сфинксов и львов, начиная с пизньоархаичного времени, относились в каждом городе. Некоторые из них привозились из Милета и Аттики, не все они украшали площади и дома, некоторые использовались как надгробные памятники-апотропеем. Мраморный лев, положивший переднюю лапу на голову растерзанного быка из Пантикапея — один из лучших образцов скульптуры с изображением животных в Северном Причерноморье.

Скульптура — наиболее массовый вид изобразительного искусства, был доступен для всех слоев населения. Художественная близость многих произведений скульптуры позволяет считать, что в каждом из городов, начиная с IV в. до н.э. к III в. н.э., существовали свои мастерские. Местной скульптуре присуща статичность, нередко даже подчеркнутая условность.

ВЫВОДЫ

В работе было проведено исследование архитектурных застроек, планирование античных городов Северного Причерноморья. Итак, города имели правильную планировку, улицы пересекались под прямым углом, жилые дома (сначала это были землянки и полуземлянки) были объединены в кварталы, среди них выделялись храмы на культовых участках или дворцовые ансамбли акрополи.

Античная архитектурная традиция существовала в Северном Причерноморье практически целое тысячелетие и находила свое выражение в раннесредневековых городах Крыма. Наряду с этим с lV ст. до н.э. возникала греко-варварская традиция, получившая распространение среди местных оседлых племен.

В Северном Причерноморье поступало немало произведений искусства из разных центров Средиземноморья, самыми значительными из которых в греческий период были Милет, (VI в. до н.э.), Афины (V — IV вв. до н.э.), Александрия Египетская и Пергам (III — II вв. до н.э.). В первые века новой эры, когда на международную арену вышел Рим с его идеологическими установками, культурные связи поддерживались преимущественно со странами Малой Азии. Изобразительное искусство, в частности живопись и скульптура, достигли в Северном Причерноморье сравнительно высокой совершенства. Если по художественному уровню выполнения оно и уступало искусству больших культурных центров Эллады, то в идейном — продолжал те же традиции — возвеличивание человека.

В работе обращается внимание на основные стили живописи (цветочный, инкрустационный) и виды скульптуры (сакральная, надгробные, портретная, декоративная). Некоторое примитивизм местной скульптуры объясняется не только отсутствием талантливых художников, но и провинциальностью, удаленностью от основных центров греческой, а позже римской культуры.

Список литературы

  1. Античная культура Северного Причерноморья. — К .: Наукова думка, 1984. — 216с.

  2. Античная Тира и средневековый Белгород Днестровский. — К .: Наукова думка, 1979. — 146с.

  3. Античные памятники Северного Причерноморья. — М .: Наука, 1976. — с.120.

  4. Античные памятники Крыма. — М .: Искусство, 2004. — 288с.

  5. Античное искусство. Альбом. — М .: Искусство, 1977. — 179с.

  6. Блаватской В.Д. Античные цивилизации. — М .: Наука, 1973. — 248с.

  7. Вязьмитина М.И. Золотая Балка. — К .: Наукова думка, 1962. — с.31 — 106

  8. Гайдукевич В.Ф. Раскопки Тиритаки в 1935 — 1940р.р. — МИА. — №25, 1952. — с.67 — 80

  9. История культуры древнего населения Украины. Эн. В 5-ти томах. — 1 том. — М .: Украинская энциклопедия, 2001. — 458с.

  10. Крижицький С.Д., Руса А.С. Древнейшие жилья Ольвии. — Археология №28, 1978

  11. Крижицький С.Д. Жилые дома античных городов Северного Причерноморья (V в. До н.э. — IV в. Н.э.). — К .: Наукова думка, 1982.

  12. Крижицький С.Д. Архитектура античных государств Северного Причерноморья. — К .: Наукова думка, 1993. — 248с.

  13. Искусство Украины. Эн. в 6-ти томах. — 1 том. — М .: Украинская энциклопедия, 1995. — 400с.

  14. Пичикян И.Р. Малая Азия и Северное Причерноморье. — М .: Наука, 1984. — 294с.

  15. Ростовцев М.И. Декоративная живопись. — К .: Наукова думка, 1913. — с.199 — 266.

Приложения

Приложение 1. Боспорское царство

Приложение 2. Фанагория

Приложение 3. Херсонес

Приложение 4. Ольвия

Приложение 5. Пантикапей

Приложение 6. Квартал небогатых жилых домов на окраине Ольвии (реконструкция С.Д. Крыжицкого)

Приложение 7. Дворец на горе Митридат в Пантикапее (реконструкция В.П. Толстикова)

Приложение 8. Комплекс центрального теменоса и агоры в Ольвии (реконструкция С.Д.Крижицького)

Приложение 9. Базилика 1935г. в Херсонесе VI — ст.

Приложение 10. Председатель Деметры. Фрагмент росписи склепа Где метра в Керчи I в.

Приложение 11. Изображение мастерской художника. Фрагмент росписи каменного саркофага из Керчи I в.

Приложение 12. Фрагмент мозаичного пола из Херсонеса базилики V в.

Приложение 13. Мозаичный пол бани жилого дома в Херсонесе III — II вв. до н.э.

Приложение 14. Терракотовая статуэтка женщины I в. н.э., Ольвия

Приложение 15. Мраморная статуя женщины I в. н.э., Пантикапей

Приложение 16. Терракотовая статуэтка Деметры IV в. до н.э., Ольвия

Приложение 17. Статуя Аполлона IV в. до н.э., Ольвия

Приложение 18. Мраморная голова Эрота IV в. до н.э., Ольвия

Приложение 19. Председатель юноши III ст. до н.э., Ольвия