Реферат на тему:
Буковинские прибаутки.
(Буковинский мальчишник танец)
Один из популярных мужских буковинских танцев. Всеобщее признание получил благодаря большому количеству конических вариантов. Однако, несмотря на все он сохраняет свою специфику (выполняется только юношами), жанр — шутливый, бытовой, с элементами сюжетности, манеру исполнения — локальные буковинские движения, оригинальную музыку.
Обычно выполняется небольшим (нечетным) числом участников (7-9 чел.), чтобы акцентировать внимание на каждом исполнителю, его характер. Ведет танец молодец-бетяр — смелый, моторный, упорный.
.Людно сегодня в долине, потому что в гуцулов-скотоводов праздник-прощание с горной перед возвращением из стада в долину. Хорошо поработали, то теперь можно и потанцевать. К середине выскакивает бетяр и громко призывает, обращаясь к легким:
"Эй, спуститесь на пастбище — станцует Буковину!
« Юноши отвечают ему громким одобрением что отзывается.
Воздев с головы шапку, начинает танец парень — бетяр, прикрикуючы:
„ Топай, топай чижмачкамы, хорошо девкам с легкими!“, А за первый, второй и другие юноши, выкрикивая» Гей-е го-хо-хо!
"
Hantverkare Stockholm
В дальнейшем триндичку восклицает каждый из легких, в соответствии с иллюстрируя их определенными движениями:
« Бей подкову к подковы — в вдавици черные брови!»;
« Ай-да, ребята, вы ко мне, постоликы красивые у меня!»;
« Легиники, покажитесь, туда-сюда вернитесь!».
Гриндичикы вугукують все, разворачиваясь друг к другу:
И ты гуцул, и я гуцул,
Оба носим безрукавка короткий,
Мы в горах родились,
В Черемош крестились.
Каждая последующая фигура также сопровождается остроумными роговицы, и на финале бетяр восклицает:
"Танцуем охотно, побьем мы чижмачкы!
« Лексика. Типичные буковинские движения: бег с выносом ноги ход на колец, разнообразные припадание; вибиванци; гандук-круч; чосанка; плетеная дорожка и оппозиция. Прямые горизонтальные линии; полукруга; круга. Музыка. Размер 2/4; темп быстрый.
И — девушка на выданье.
Выполнение. Танец исполняется повсеместно многим профессиональными и самодеятельными коллективами.
плотогонов. Во время экспедиций ансамбля танца „Днепр“ по приднепровских селах участники обратили внимание на то, что почти все жители их имеют уличные прозвища Бондари, Гончар, Мельники, басурман и тому подобное. В этих краях и состоялась встреча с дедом Остапом, по прозвищу плотогонов, с славной семей плотогонов. Плотовщики гнали плоты с белорусским лесом Екатеринослава и далее на юг до Херсона через днепровские пороги: Старокадацький, Сурский, Лоханский, Свободный знаменитый Ненасытец, унесший немало смельчаков за попытку его покорить.
Имели плотовщики и свой танец, выполнялся с шестами которые служили мужественным людям вместе за оружие, потому что среди них было когда-то немало беглецов из России, Беларуси и с Украины Последние добирались древним Славутичем к Сечи.
Танец состоял из двух частей: первой — движение плота плотогонов и второй — воинственного танца с трехметровыми шестами.
Лексика. Движения центральных районов Украины, значительное количество которых была трюков с использованием шестов имитацией поединка.
Композиция. Основные построения горизонтальные и вертикальные.
Музыка. Размер 2/4; первая тема — песня „Ой, январь-мать“ быстро:
Ой, январь-мате, ой, январь-мате,
Зеленый луг — отец.
Ой, что в Луге и заработать,
Так в Сечи пропить.
Вторая и третья темы. Размер 2/4, но темп веселый и быстрый:
Ой, гоп !. Гупаникы.
Пошив отец жупаникы,
И пошив и надел,
И на меня поглядывая. Дважды.
Третьей темой является известная песня „По дороге жук, жук“. Музыка. Размер 2/4; темп быстрый.
Выполнение. Заслуженный самодеятельный ансамбль тайн Украины „Днепр“ (г...Днепродзержинск).
АРКАН. Героический мужской танец, издавна бытующего на Гуцульщине. Очень поэтический и, вместе с тем, трагический, с героическим окраской, так как, по преданию, был сделанным (похожий по теме с „Опришками“) танцем народных мстителей.
При наличии многих конических .вариантив танец не называется от своего первоисточника — народного сюжетного. Используя значительное количество движений (9-12) и соединяя в единый композиционный прием (круг), танец за догой команд-выкриков, указывающие на изменение движений, в свою очередь, раскрывают его содержание, динамику и характер, приобрел обычной популярности по всей Украине .
Вариантов до начала танца существует несколько. Исполнители входят на сцену с разных кулис, поет, и по команде „Эй, в круг“ начинают традиционный танец с триндичкамы, которые выкрикивает перед каждой фигурой ведущий; в этой же фигуре предлагаются и одноименные движения, представленные ниже: „Аркан“, „Раз-два“, „Два больших“, Три маленьких!»Три гайдук с походом!"," Отец спит"," Отец встал!"," Аркан «,» А, деда!"," А, по девку!"," Дубовый лист!"," Аркан!"И др.
Заметим, что как дань старинной истории бытования, что за команды" Отец спит «все учасники-» повстанцы «на пальцах, наклонив туловище, выполняют шаг» аркан «, а за команды» Отец встал!"Все радуются, что их главарь хорошо сделал, и продолжают танец.
Подобными" Аркана «есть и танцы» Волох «,» Васильки «, которые танцуют под мелодию» Аркана «. Очень интересное положение в кругу (именно оно является основной композиционной вехой), где исполнители держатся за ременные пояса, делая традиционные гуцульские движения.
Лексика. Основной ход танца „Аркан“; трех гайдуки с присядки; два больших; трех малых; дубовый лист; сверделок; присядки со скачком и др.
Композиция. Замкнутый круг.
Музыка. Размер 2/4. После умеренно-быстрого темпа на вступлении часть выполняется медленно, обычно под аккомпанемент трембиты:
Идут повстанцы братия с всего мира!
„ Далее с переменным тембровой окраской и звуковыми нюансами (при фигуре“ Отец спит») Танец исполняется в быстром темпе.
Лучшие постановки. Заслуженные самодеятельные ансамбли танца Украины «Галичина» (постановщик Ярослав Чуперчук, г...Львов) и «Ятрань» (постановщик Анатолий Кривохижа, г.Кировоград).
повстанцев. Схож с предыдущим танцем, является его разновидностью, однако имеет существенные одминности от «Аркана».
Лексика более уризноманитнена за счет традиционных гуцульских движений, особенно, при использовании такой атрибуции, как топорик (топорик) приседания с переброской топорики; прыжки «мячики» с подсечкой топориком; прыжки через топорик; коленца дрибушки; выкрутасы; повзунець с опорой на одну руку и т.
Композиция. В связи с перечисленными новыми движениями соответственно выстраивается и композиция. Традиционный круг зачине танца, горизонтальные и диагональные линии в дальнейшем выполнении технических движений «на зрителя».
Музыка. Размер 2/4; темп — живо, подвижно.
Выполнение. Во многих самодеятельных ансамблях танца Украины, особенно в Прикарпатье и на Галичине.
ЗАПОРОЖЦЫ. (Военные игры и танцы войска Запорожского.
Эта хореографическая поэма-эпопея, как и ее автор Павел Вирский, заслуживают отдельного исследования. Мы остановимся лишь на основных характеристиках циеикомпозиции. Состоит она из двух частей: первая — военные упражнения копьями, танцы воинов-запорожцев, остроумные шутки бубнами, упражнения-танцы с саблями.
Подробнее о ходе событий. Происходящие на кону музыкального танца, сопровождается звуками тулумбасов, на произвольно, общаясь между собой, выходят молодые казаки и образуют большой полукруг лицом к зрителю, а также приказчика, который появляется с первых правых кулис последние 25-И такта. На 32-й такт есаул дважды ударяет деревом копья полу, подавая команду «Смирно!». Казаки замирают, и литавры смолкают!
После начинаются военные мотивы. Сначала выполняются многочисленные достаточно сложные приемы с копьями, различных композиционных ситуациях да еще и с интересными триндичкамы и воспроизводят ход событий; «Тулумбас, скорее играй!»," За казаками спеши!"," Казаку без копья, что девушка без ожерельях".
Общем казаки выполняют двенадцать упражнений с копьями.
Вторая частика начинается с танца перепляс двух подвыпивших старых есаулов с бубном. Молодой незаметно подхватив на конец копья бубен, поднимает высоко вверх, а затем бросает в глубокую кону. Оставшись ва, старые есаулы находят другую причину для своих забав. Не у одного казака большие усы, да и только! Схватили старые по усика и на насмехаться над ним, показывая всем свои усища. По шутках начинается танец, в котором показываются довольно сложные воздушные движения-прыжки, кабриоли, закладки, прыжки через сабли, имитирование скачки верхом, целый ряд сногсшибательных трюков, которые выполняют казаки в форме перепляс, демонстрируя таким свою молодецкую силу и способности. Перепляс перерастает во владение казаками основным оружием — саблей. Нанеся целую серию «рубки», «уколов» на одном дыхании, догоняя отступающего врага, казаки заканчивают выступление.
Лексика. Обычные ходы; маршеподибни ходы; Мясник; переступания; притупи с поворотом; присядки; кабриоли: закладки; мельница; бедуинский; разновидности галопов т.
Композиция разнообразна: полукруга; окружности; два; горизонталь по 6 исполнителей; по 4 исполнители; фронтальная линия и тому подобное.
Музыка. Размер 2/4; 2/2 (финал). Написанная специально для танца и стала национальной классикой, ее создал свита композитор Яков Лапинский. В музе Иней эпопеи он точный аналог быта, жизни свободного казачества. По палитре произведение чрезвычайно выразителен: танец под от тулумбасов, частая смена темпов на быстрые, возвращение к предыдущим темпов. Музыка насыщена интонациями, а также маршоподибнимы ритмами. И исключением финала, выполняются в поочередном счета.
Выполнение. Государственный заслуженный академический ансамбль танца Украины им.П. Вирского. Постановщик — Павел Вирский. Следует заметить, что выполнить монументальную хореографическую эпопею не под силу ни самодеятельным, ни даже профессиональным коллективам.
Возьмем сложнейшую и по мастерству исполнения (стоит вспомнить выполнения повзунця на бочивочци, катящийся по кону), 1: 1 композицией и музыкой постановку «На Сечи Запорожской» Валентина Михайлова в Харьковском ансамбли танца «Цветок». Танец также мужской, однако за ходом событий, композицией и музыкой отличается от постановки И.Вирського, больше тяготеет к известным «Партизан» И. Моисеева.