Харьковской государственной академии культуры

Наконечная Оксана Васильевна

УДК 792.2.02: 316.4.066 (043.3)

детерминанты художественного образа

В КОНТЕКСТ театральной культуры < / p>

Специальность 26.00.01 — теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Харьков -2008

Актуальность темы исследования.

Работа выполнена на кафедре культурологии Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Министерства образования и науки Украины.

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Овчинникова Альбина Петровна , Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова, профессор кафедры культурологии

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Мартынюк Татьяна Владимировна, Мелитопольский государственный педагогический университет, заведующий кафедрой музыкального воспитания и хореографии;

кандидат искусствоведения, доцент Спринсян Василий Георгиевич, Одесский национальный политехнический университет, доцент кафедры документоведения и информационной деятельности.


получение кредита

Защита состоится 19 "июня 2008 в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 64.807.01 в Харьковской государственной академии культуры: 61057, г... Харьков, Бурсацкий спуск, 4, Малый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Харьковской государственной академии культуры по адресу: 61057, г... Харьков, Бурсацкий спуск, 4

Автореферат разослан 16 "мая 2008

Ученый секретарь

диссертационного совета С.В. Потрашков

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. За годы государственности Украины сформировалось и окрепло отечественное искусствоведение, о мощном потенциале которого свидетельствуют разноаспектных научные разработки по теории и истории культуры, театрального искусства, режиссуры и т.п., увеличение объема теоретического и эмпирического материала, основанный на национальных основах. Одним из подходов совершенствования национальной культуры и искусства является решение проблемы анализа сценической образности, которая почти не была предметом исследования отечественных ученых, и только в последние годы появились первые исследования, связанные с обоснованием необходимости нового подхода к анализу сценической образности, нашло свое отражение в работах Ю. Бобошко, Ю. Давыдова, А. Клековкина, Н. Корниенко, М. Левченко, В. Пацунова и др. Итак, в искусствоведении назрела необходимость значительного переосмысления проблемы анализа сценической образности, применение для ее изучения современных методов исследования. В современном украинском искусствоведении существует необходимость создания концепции научного анализа сценической образности по определенным критериям, которая носила не только прикладной, но и обобщающий характер, приобретя качеств системы. По крайней мере, необходимо определить измерения исследования этой проблемы, определив теоретическую, методологическую базу и согласовав терминологию.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры культурологии ОНУ им. И.И. Мечникова и является составной темы кафедры культурологии ОНУ им. И.И. Мечникова Философско-методологические исследования гуманитарного знания "(приказ ОНУ им. И.И. Мечникова № 855-18 от 18 мая 2001).

Цель исследования  — создание обобщенной концепции анализа сценической образности в театральной культуре.

Для достижения поставленной цели обусловило решение задач

 — исследовать генезис детерминант художественного образа путем анализа исторических источников и трудов ученых по теории и истории культуры;

 — определить современные тенденции и перспективы определения детерминант художественного образа;

 — упорядочить научную терминологию, связанную с проблемой анализа художественного образа в театральной культуре;

 — применить системный подход для анализа художественной образности;

 — рассмотреть психологические аспекты художественной образности в театральной культуре;

 — выяснить факторы, являющиеся детерминантами художественного образа в театральной культуре и создать систему критериев анализа сценической образности;

 — обосновать способы фиксации и анализа факторов-детерминант художественного образа в театральной культуре;

 — вывести критерии, по которым сценическое создание может считаться сценическим образом;

 — доказать универсальность факторов-детерминант художественного образа в театральной культуре.

Объект исследования — художественный образ в театральной культуре.

Предмет исследования  — детерминанты создания и воплощения художественного образа в театральной культуре.

Методы исследования: абстрагирования (для исследования отдельных детерминант художественного образа, отделенных с их целостного комплекса); аналитико-синтетический (для формулировки целостного взгляда на современное состояние проблемы анализа художественного образа, для рассмотрения различных категорий образности, для исследования определенных особенностей с целью создания единой целостной системы детерминант художественного образа в теории и истории культуры) аналогии (для образного объяснения направлений исследования); генетический (для вывода определений) экспликации (для уточнения определенных понятий с неопределенным составом) индуктивный (для обобщения результатов исследования первоисточников, для вывода обобщающих положений); исторический (в исследовании генезиса художественного образа в теории и истории культуры), классификации (для объединения свойств художественного образа в определенные группы детерминант за их функциями) комплексного анализа (для применения данных смежных отраслей гуманитарных наук); моделирования (для построения моделей определенных объектов и процессов для выяснения их функций, структуры и субстрата) сравнительно-сопоставительный (для сравнения различных определений с целью уточнения терминологии, для определения типичных особенностей детерминант художественного образа) синергетического анализа (для осуществления системного подхода в театральной ейдологии) систематизации и обобщения (при теоретическом освоении проблемы анализа художественного образа) феноменологической дедукции (для обоснования ограничений предмета исследования); формализации (для создания схем, использование символов, условных обозначений).

Теоретические основы диссертационного исследования заложены в трудах специалистов по теории, истории культуры, искусствоведения В. Василько, М. Каган, В. Комиссаржевская, Л. Курбаса, В. Немировича-Данченко, К. Станиславского, Г . Товстоногова, М. Чехова и др. Основательность освоения темы обусловлена ​​использованием работ современных искусствоведов А. Баканурский, А. Бурова, В. Горпенко, А. Григоряна, Т. Знамеровский, А. Клековкина, Н. Корниенко, А. Михайловой, Г. Мисюн, А. Овчинниковой, П. павиль, В. Пацунова, Н. Рождественской, В. Фиалка, А. Шило; философов И. Добронравов, Т. Новаченко, И. Пригожина, С. Ситько, И.Стенгерс, А. Уемов, А. Цофнас; психологов Г. Айзенка, Г. Вильсона, А. Лазурского, В. Шелдона, М. Щекина, Г. Юнга; опыта работы современных театральных режиссеров А. Бабенко, Д. Богомазова, Р. Виктюка, Г. Волчек, А. Жолдака, А. Липцина, Ю. Одинокого, что отражает теоретический и практический подход к исследуемой проблеме.

Научная новизна полученных результатов заключается в обосновании тезиса о существовании детерминант художественного образа в театральной культуре. В этой связи диссертантом впервые:

 — обоснована теоретическая и методологическая база нового направления исследования искусствоведения — театральной ейдологии — для осуществления научного анализа категории художественного образа в театральной культуре;

 — упорядоченные психологические категории анализа художественного образа в театральной культуре;

 — обоснованные параметры анализа объективных детерминант художественной образности и способы констатации наличия субъективных детерминант (индикат)

 — определены критерии возможности анализа художественного образа в театральной культуре — критерии допуска ";

 — систематизированная функциональная структура художественного образа в театральной культуре;

 — предложена универсальная схема научного анализа художественного образа в контексте театральной культуры;

 — уточненная терминология многих театроведческих понятий, ранее не отделялись или использовались как тождественные: сценический образ ", роль «, характер», действующее лицо «, персонаж» и другие.

Практическое значение полученных результатов. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в области культурологии для осмысления процесса создания и воплощения художественного образа в театральной культуре. Полученные результаты можно применять в учебном процессе для чтения учебных дисциплин История театра «, Культурология», Основы актерского мастерства «, Режиссура», История режиссуры «, Сценическое речи», направленных на профессиональную подготовку актеров, чтецов и режиссеров. Результаты исследования используются автором в учебном процессе со студентами ОНУ им. И.И.Мечникова.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в форме научных докладов и выступлений на конференциях, среди которых: V Международная научно-практическая конференция Наука и образование — 2002 «(Днепропетровск-Житомир-Черновцы) Вторая всеукраинская научно-практическая конференция Украина научная — 2002» (Днепропетровск-Полтава-Черкесия) научно-практический семинар Молодежный театр как форма развития профессиональной компетенции будущих художников «(Луганск-2004) Первая Международная научно-практическая конференция Научный потенциал мира-2004» (Днепропетровск) Третья Международная научно-практическая конференция Динамика научных исследований-2004 «(Днепропетровск), научно-практическая конференция Перспективные разработки науки и техники — 2004» (Днепропетровск) IV Международная научно-практическая конференция Динамика научных исследований-2005 «(Днепропетровск), Интернациональная научно-практическая конференция The Science: Theory and practice — 2005». (Прага — Белгород — Днепропетровск).